Библиографическое описание: Разумовский Д.В., прот. Церковное пение в России (Опыт историко-технического изложения): В 3-х выпусках. М., 1867, 1868, 1869.
(Замеченные опечатки, опубликованные в издании на последней странице, исправлены!)
Отделение I
Богослужебное пение древней христианской Церкви
Значение древнегреческого пения в начале христианства. Музыкальная теория древних Эллинов.— Тетрахорды; различие тетрахордов: тетрахорды диатонические, хроматические и энгармонические; соединение тетрахордов.— Пентахорд.— Октахорд; антифон. Малая и великая совершенная система древних эллинов. Система неизменяемая. Древние греческие лады; расположение их в неизменяемой системе. Следы греческого народного пения в богослужебном пении древней Христианской Церкви. Музыкальные роды и лады древней Церкви. Пение в IV–VIII в. Христианской Церкви. Определенный закон церковного пения. Осмогласие; церковный глас. Пение Амвросианское. Система Григорианского пения. Мелодия. Ритм.
Семиография алфавитная; ее употребление. Семиография крюковая; ее происхождение и употребление. Замечания о крюковой семиографии.
Голос человеческий; физическое совершенство его; свидетельства отцев Церки об этом. Текст для пения. Влияние голосового исполнения на душу слушателя. Вселенское единодушие древних Христианских Церквей в исполнении Богослужебного пения; исполнение пения в Церкви Римской. Исполнители пения в древней Церкви. Народ. Отдельные Церковные певцы. Лик; различие ликов. Исполнение унисонное,— антифонное,— симфоническое. Церковные законы для Богослужебного пения.
Краткая биография Дамаскина. Певческие труды Дамаскина. Музыкальная система Дамаскина. Пентахорд; теоретическое построение гласов;— гласы верхние, нижние; сродномузыкальные гласы. Практическое руководство к употреблению церковных гласов. Октоих; музыкальные знаки и содержание его. Все ли содержание Октоиха было положено Дамаскиным на ноты? Понятие о стихирах самогласных,—подобных. Различие песнопений подобных.
Отделение II
О мелодическом пении Православной Греко-Российской Церкви
Сказания летописей о начале пения в России. Период старого истинноречия. Первые нотные книги Русской Церкви; их музыкальные знаки. Знамя кондакарное; знамя столповое. Школы пения частные,— общественные. Знание церковного пения в России. Текст первых нотных книг. Период раздельноречия. Происхождение и утверждение раздельноречия в России. Забота об улучшениях в церковном пении. Двоегласие и троегласие в пении.Распоряжения Стоглавого Собора относительно церковного пения. Умножение певческих школ. Хор царских певчих дьяков и поддьяков. Хор патриарших певчих дьяков и поддьяков. Певчие Митрополитов, Архиепископов и Епископов. Труды русских певцов. Обиход. Трезвон. Знамя демественное; казанское знамя. Прекращение раздельноречия. Период нового истинноречия. Первая комиссия для исправления церковного пения. Вторая комиссия. Явление линейных музыкальных знаков в Церкви Южнорусской. Киевское знамя. Введение и окончательное утверждение линейных знаков в Великой России. Церковные, квадратные ноты. Обучение пению по линейной системе. Умножение певческих хоров: их штаты. Характер первых нотолинейных рукописей. Печатание нотных церковных книг; характер их. Наблюдение над исполнением Богослужебного пения. Церковное пение— предмет учебный в духовных училищах. Классическая нотная книга: Сокращенный Обиход. Аттестаты духовных училищ; аттестаты Капеллы на право обучать простому церковноиу напеву. Их различие. Пение— учебный предмет в начальных народных училищах. Высочайше утвержденная комиссия. Права духовенства на обучение пению в народных училищах.
Сказание степенной книги о церковном пении в России. Пение ангелоподобное; пение демественное. Свойства ангелоподобного пения. Осмогласие. Надписание гласов. Церковное употребление гласов: простое, сложное. Числовая и сродномузыкальная система гласовых мелодий. Трисоставное сладкогласование. Мелодия: музыкальные системы мелодии.
Отношение текста священных песнопений к их мелодии. Дополнения к тексту в нотных книгах Греческой Церкви: анаграмматисмы,— кратимата,— вставочные слова. Дополнения к тексту в нотных книгах Великорусской Церкви: хавуа, ненена. Церковное исполнение попевок.
Первоначальная эпоха греческого роспева. Кондакари: их мелодия,— церковность кондакарной мелодии. Прекращение кондакарного пения. Новая эпоха Греческого роспева в России. Греческий роспев в Югозападной Церкви,— начало и утверждение греческого роспева в Великорусской Церкви. Первые нотнолинейные рукописи греческого роспева. Осмогласие греческого роспева. Техническое построение его гласов.
Понятие о знаменном роспеве. Осмогласие этого роспева; техническое построение и различие его гласов. Безлинейная семиография знаменного роспева. Начертания тушевые: знамена постоянные. Степень звука в тушевых знаменах: признаки. Переменные знамена,— фиты. Киноварные начертания. Пометы степенные. Пометы указательные. История знаменного роспева в России. Первые нотные книги знаменного роспева. Характер знаменных нот. Мнения о происхождении знаменного роспева. Почерк знаменных нот в эпоху раздельноречия. Первая группа знаменных раздельноречных рукописей. Вторая группа их. Первые следы педагогической деятельности русских певцов. Третья группа раздельноречных рукописей. Педагогика знаменного роспева. Четвертая группа знаменных раздельноречных рукописей. Прибавления к семиографии знаменного роспева. Шайдуров. Киноварные пометы: степенные, указательные, осмогласные. Руководство к изучению безлинейных знамен. Изменения в мелодии знаменного роспева: малое знамя, среднее знамя, ино знамя, ин роспев, ин перевод, большое знамя, большой роспев, путевой роспев. Церковное употребление новых мелодий. Пятая и последняя группа раздельноречных рукописей. Кокизы. Разводные строки. Существование раздельноречия в нынешнем знаменном роспеве. Почерк знаменных нот в эпоху нового истинноречия. Труды второй Комиссии над безлинейной семиографией знаменного роспева. Тушевые признаки. Пособия к изучению безлинейной семиографии последнего почерка. Крюковая грамматика монаха Александра Мезенца. Нынешнее употребление безлинейной семиографии знаменного роспева. Отношение знаменных рукописей последнего почерка к таким же рукописям старого почерка и к печатным нотным книгам Русской Церкви.
Сербский роспев: исторические замечания о нем,— его осмогласие. Болгарский роспев: исторические замечания о нем,— его осмогласие,— техническое построение гласов в болгарском роспеве. Демественное пение: понятие о нем. История демественного пения. Второстепенное значение демественного пения в церкви. Введение псальм. Общее заключение о демественном пении.
Обилие русских роспевов. Неполные русские роспевы. Киевский роспев. Его осмогласие; техническое устройство его гласов. Южнорусский роспев. Памятник его. Львовский ирмологий. Симоновский роспев. Роспев Московского большого Успенского Собора.
Азбука начального учения на Цефаутном ключе. Ее содержание,— основной звукоряд,— слоговые названия звуков в азбуке,— сольмизация азбуки, — ее ключ. Обиход церковного нотного пения: его содержание. Ирмологий нотного пения: его содержание. Октоих нотного пения: их содержание. Праздники нотного пения: его содержание. Сокращенный Обиход нотного пения: его содержание.
Отделение III
О партесном пении в Русской Церкви
Партесное пение Юго-западной Церкви. Появление партесного пения в Великой России. Вызов певчих из Киева: последствия вызова. Макарьевский; его сочинения.
Строчные нотные книги. Исполнение строчного пения в храме. Гармонический состав в рукописях четырех и трех-строчных. Уничтожение строчного пения.
Первые переложения церковной мелодии. Партитура переложений,— ее достоинства и недостатки. Первые русские композиторы. Забота о распространении партесного пения и вообще о развитии музыкального образования в России.
Оперные и драмматические композиторы в России. Влияние их на церковную музыку. Концерты; их исполнение. Неоспоримая заслуга иностранных капельмейстеров. Русские композиторы: Березовский, Ведель. Их духовно-музыкальные сочинения; направление в их сочинениях.
Духовно-музыкальные сочинения: Бортнянского, Давыдова, Биарди, Гейне, Маркова, Макарова. Отзывы о них. Переложения: различие направлений в переложениях. Направление Бортнянского. Направление Турчанинова. Суждение об этих направлниях. Постановления, ограждающие целость музыкальных композиций.
Духовно-музыкальные сочинения А. Ф. Львова и иеромонаха Виктора. Другие современные композиторы. М. И. Глинка. Придворный напев. Круг простого церковного пения. Литографические издания Капеллы. Положение на ноты придворного напева. Обучение придворному напеву. Переложения Капеллы. Заботы о сохранении целости древних церковных мелодий.
Исторические замечания о положении на голоса Григорианской мелодии. Нынешнее направление между классиками музыкального искусства. Труды Н. М. Потулова.
Приложения:
- Приложение I: Азбука столповых, безлинейных знаков знаменного роспева [906 Kb]
- Приложение II: Кокизы знаменного роспева [649 Kb]
- Приложение III: Фитник знаменного роспева [959 Kb]
- Приложение IV: Образцы пения по безлинейным знакам знаменного роспева [41 Kb]
- Приложение V: Азбука демественного знамени [1,62 Mb]
- Приложение VI: Образец пения по безлинейным знакам демественного пения [94 Kb]