Библиографическое описание: Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т.III: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1857.

I. Толкование о божественном храме и о служащих (в нем) священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях, — объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым (христианам) Крита.
- Что производит священное крещение
- Что святое миро
- Что такое божественный храм
- Для чего храм слагается из двух частей
- Что знаменует священная трапеза
- Что знаменует завеса
- Какое значение имеют столпы
- Что (означают) имена четырех Евангелистов на углах и что — срачица
- Что означает срачица и что — индития
- Для чего престол (устрояется) из камня
- Что означают ступени алтаря
- Кого изображает архиерей, входя в алтарь
- Что означают Евангелие и крест, лежащие на престоле
- Для чего под престолом (полагаются) св. мощи мучеников
- Для чего св. престол помазуется св. миром
- Для чего св. престол имеет одежды, его покрывающия
- Для чего возвышается
- Кого изображают служители алтаря
- Что означает фимиам
- Что означают светильники
- Что означает храм, находящийся вне алтаря
- Какое значение имеют завесы у притворов
- Что означает амвон
- Что означают украшения храма
- Какое значение имеют вещи, приносимые в храм
- Кого изображают священники
- Кого изображают прочие клирики
- Кого изображает верный народ
- Кого изображает архиерей
- Степени рукополагаемых в алтаре
- Что такое чин совершительный
- Что такое чин служебный
- Что изображает стихарь
- О том, что диакон имеет стихарь и орарь
- Что такое орарь
- Для чего диакон во время причащения опоясывается орарем
- Что означают источники архиерейского стихаря
- Что означают источники и скрижали на мантии
- Что изображает епитрахиль
- Что такое пояс
- Что — так называемый епигонатий
- Что означают поручи
- Что означает фелонь
- Что означает омофор и для чего он из волны
- Для чего некоторые архиереи и священники с непокровенною главою священнодействуют
- Что означает нисшествие иерарха с его седалища
- Что знаменует облачение его в архиерейские одежды
- Что знаменует шествие его к западным вратам храма
- Для чего поются вместе и псалмы и песни благодати
- О том, что сперва призываем Богородицу
- А потом призываем святых
- О том, что в третий и последний раз призываем самаго Спасителя нашего
- Что изоборажает архиерей, стоящий вне алтаря и внизу. И что — находящиеся с ним?
- Что означает первый выход священников из алтаря и вход с архиереем при Евангелии?
- Что такое «Приидите, поклонимся...», и что приветствие архиерея при входе?
- Что означает восхождение архиерея и вход в алтарь
- Что означает, что святые двери притворяются и потом совершенно отверзаются при входе архиерея
- Что знаменует каждение вокруг св. престола
- Что означает дикирий и для чего им знаменуется Евангелие
- Что внушает трисвятая песнь
- Для чего архиерей снова знаменует Евангелие трикирием
- Что знаменует восхождение архиерея на божественное сопрестолие и что осенение с сопрестолия трикирием
- Что значит сидение на сопрестолии и слова: «Мир всем»
- Для чего читается прежде апостол, а потом Евангелие
- Для чего во время чтения апостольских писаний архиерей и священники сидят, а диаконы — нет
- Зачем пред Евангелием поется: «Аллилуия»
- Что знаменует чтение Евангелия
- Для чего пред Евангелием бывает каждение
- Зачем во время чтения Евангелия архиерей слагает омофор
- Для чего диакон, сложив вдвое омофор, носит его в руке, также держит трикирий и предшествует святым дарам
- Что знаменует схождение архиерея с сопрестолия и троекратное осенение трикирием
- Чо значит, что архиерей приближается к престолу и молится
- Что значит удаление оглашенных
- Как и за кого должно приносить частицы при Св. Дарах
- Для чего пред входом Св. Даров архиерей умывается
- Как с торжественностью совершается вход божественных Даров
- Для чего священнослужиели, входя в алтарь, молятся за архиерея, поминая царствие Божие
- Для чего во время великого входа верные приклоняются к священникам
- Для чего священники носят по входе и незанятые святые сосуды
- Для чего на св. престоле Св. Дары покрываются
- Для чего архиерей приносит молитву за всех
- Что знаменует осенение народа трикирием после входа
- Зачем после осенения затворяются св. двери
- Для чего произносится священный «Символ...» и бывает целование
- Для чего над Св. Дарами держится покров до окончания «Символа...»
- Как трисвятая песнь поется внутри и вне
- Для чего архиерей, при священнодействии воспоминает и святых и Пресвятую Богородицу
- Ответ тем, которые богохульно говорят, зачем мы веруем, что посредством молитв освящаются божественные Дары
- Что внушает и какое имеет значение молитва «Отче наш...»
- Для чего архиерей снова надевает омофор
- Что значат и что внушают слова: «Един Свят, Един Господь...»
- Что знаменует возвышение Божественного Хлеба
- Для чего архиерей разделяет Божественный Хлеб на 4 части и полагает их крестообразно
- Для чего прибавляется к Тайнам теплая вода
- Для чего прибавляется к Преждеосвященным Дарам согретая вода
- О том, что раздробление Хлеба совершается в подражание священнодействию Спасителя
- Как приобщаются архиереи и священники
- Что означает целование священнослужителями правой руки и ланиты архиерея при приобщении
- Для чего священнослужители в алтаре и притом своими руками и устами принимают Тайны, а миряне — вне алтаря и посредством лжицы
- Что знаменует последнее каждение таин и при этом слова: «Вознесися, Боже...»
- Что так называемый антидор и раздаяние его
- Какое значение имеют приносимые частицы и к чему они служат
- О том, что священник должен обращать внимание, за кого приносит частицу
II. Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочной нашей веры христианской:
- «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя»
- «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»
- «И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго»
- «Иже от Отца рожденнаго прежде всех век»
- «Света от Света»
- «Бога истинна от Бога истинна»
- «Рожденна, не сотворенна»
- «Единосущна Отцу»
- «Имже вся быша»
- «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес»
- «И воплотившагося»
- «От Духа Свята и Марии Девы»
- «И вочеловечшася»
- «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате»
- «И страдавша»
- «И погребенна»
- «И воскресшаго»
- «В третий день, по писанием»
- «И возшедшаго на небеса»
- «И седяща одесную Отца»
- «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым»
- «Егоже царствию не будет конца»
- «И в Духа Святаго, Господа Животворящаго»
- «Иже от Отца исходящаго»
- «Иже со Отцем и Сыном спокланяема»
- «И сславима»
- «Глаголавшаго пророки. Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь»
- «Исповедую едино крещение во оставление грехов»
- «Чаю воскресения мертвых»
- «И жизни будущаго века, аминь.»
III. Изложение необходимейших указаний о выражениях божественного символа, откуда они собраны и против кого поставлены
- «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя»
- «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»
- «И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго»
- «Иже от Отца рожденнаго прежде всех век»
- «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна»
- «Рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша»
- «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес»
- «И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы»
- «И вочеловечшася»
- «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна»
- «И воскресшаго в третий день, по писанием»
- «И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца»
- «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым»
- «Егоже царствию не будет конца»
- «И в Духа Святаго, Господа Животворящаго»
- «Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки»
- «Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь»
- «Исповедую едино крещение во оставление грехов»
- «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века, аминь.»
IV. Двенадцать глав или членов, как называют их некоторые, содержаших в себе единую христианскую веру нашу, с особенною ясностью изложенные блаженным Симеоном, архиепископом Фессалоникийским
V. Ответы на некоторые вопросы, предложенные блаженному Симеону от архиерея
- Евхаристия, крещение и все, совершаемое недостойным священнослужителем, действительно или нет?
- Недостойно рукоположенный приемлет ли благодать или нет, действительно ли совершаемое им?
- Недостойный священства, по рукополжении и всуплении в духовное звание, особенно не имея указа, може ли отпускать грехи и действительно ли его отпущение, или это может делать, подобно духовному лицу и простой монах?
- Кто-нибудь, не будучи достойным, сделался иереем, или архиереем и рукополагает достойных и недостойных, возводя их в духовный сан, и все они священнодействуют, благоприятно ли Богу совершаемое ими?
- Какая нужда рукоположенному в священных облачениях и можно ли всященнику совершать службу без епитрахили?
- Что значит полотенце на изображениях Ангелов; что также значит сияние на иконах Ангелов и святых, равно как и кружок в виде облака в руках Ангелов?
- Что значит илитон и пострижение чтеца и священника?
- Отчего обращающийся от отступничества только помазуется миром, а не перекрещивается?
- Если кто исповедался: следует ли ему опять исповедаться?
- В св. четыредесятницу можно ли крестить, или совершать брак?
- Некоторые на входе целуют священнические облачения, а другие делают на земле крест. Полезно ли это?
- Действительны и хороши епитимии и запрещения, если архиерей, священник или духовник делает их в гневе? И что делать, если подвергшийся епитимии не принимает ее?
- О том, как должен вести себя отлученный
- Что следует делать отлучившему или анафематствовавшему себя самого?
- Что выше — священство или монашество?
- Какие грехи смертные?
- Одно ли и то же патриарх, митрополит и епископ? Какое между ними различие и чем один превосходит другого?
- Некоторые архиереи дают право принимать исповедь монахам, которые и без священства благословляют и разрешают безразлично. Хорошо ли это?
- Какое различие между епископом и священником? И почему священник не рукополагает, хотя и совершает Литургию и Крещение?
- Можно ли архиерею священнодействовать одному?
- Почему епископ посвящает разом многих в чтецы, а рукополагает в диаконы и пресвитеры не многих вместе, и можно ли без Литургии рукополагать во священника?
- Может ли диакон приобщить кого-либо по нужде, в отсутствии священника?
- Мы знаем, что монахи в пустынях приобщаются одни. Следует ли делать это и как приобщаться?
- Если священник или другой верующий во гневе отречется от веры, что делать? И такому священнику можно ли священнодействовать?
- От продолжающего грешить следует ли принимать исповедь? И что пользы от того?
- Ужели человек подлежит наказанию за каждый грех, даже самый малый?
- Священник, благовременно получающий много просфор, обязан ли делать приношение от всех?
- Что такое приносимые частицы и какую они имеют силу? И следует ли делать приношение за женщин, сожительствующих с еретиками и отступниками?
- Можно ли одному священнику совершать елеосвящение?
- Если кто узнает что-нибудь за священником и потеряет веру в то, что получит освящение от него: что тогда ему делать?
- Почему не дано покаяние и обращение демонам, а только людям?
- Что такое пост Господень, почему он называется четыредесятницей, когда имеет более сорока дней, и каким образом он у нас составляет десятину дней?
- Почему мы постимся в среду и пяток, и в другие посты? И могут ли миряне столько поститься?
- Откуда пост четыредесятницы, св. Апостолов и Богородицы, и кто их в начале предал? Некоторые говорят, что они — нововведение
- Кем предана Литургия преждеосвященных и отчего в известные дни четыредесятницы совершается Литургия несовершенная, а в другие посты она не совершается? Некоторые говорят, от того, что другие посты нам не преданы
- Почему Литургия преждеосвященных Даров не совершается и в другие посты?
- Преждеосвященные Дары получают ли что от молитв?
- На Литургии преждеосвященных Даров следует приносить часть ли Божественного Хлеба или целый?
- Отчего Литургия преждеосвященных Даров не совершается и в другие дни года?
- Кто предал божественный и святой монашеский образ жизни, почему он называется ангельским и для чего предан?
- Какое значение имеют одежды монаха? И следует ли ему всегда быть облаченным в них?
- Некоторые по немощи или по чему либо другому совершают псалмопение сидя, другие выполняют каждое последование дорогой, на судне, дома вечером и когда бы ни случилось. Что делать? Следует ли из-за сидения оставлять последование или же поступать как-нибудь иначе?
- Следует ли в одно и то же время заниматься рукоделием и псалмопением?
- Почему Бог открыл здесь разнообразные способы покаяния и прощения, а там наказывает решительно и на целую вечность? Где же благость?
- Некоторые духовники по корыстолюбию, может быть, обязывают приступающих к покаянию творить милостыни и ищут подарка, а запрещают служить молебствие и Литургию, к убытку священников, или же потому, что это кажется для них хорошим: но что из этого лучше?
- Должны ли духовные отцы требовать милостыни, равно как и сами подавать, и если, принимая, они удерживают из того, то что из этого?
- Иерей, получивший дары на Литургии и не литургисующий, что доставляет жертвующему и осуждается ли за это?
- Какая лучшая милостыня?
- Если кто имеет десять монет, а к тому есть пленник и десять бедных: кому из них нужно дать?
- Желающий раздать милостыню сам ли должен раздать или чрез духовного отца?
- Каким образом хулящего на Духа Святого не отпустится нив сем веке, ни в будущем? Неужели и в будущем веке есть отпущение?
- Что значит: «седмерицею днесь хвалим Тя», и какие это семь хвалений?
- Кто предал такие труды, подвиги, злострадания, мучения плоти и измождения, девство, целомудрие, величайшее терпение и крайнее смирение? И зачем это надо? Или какая польза от этого?
- Если случится, что Св. Дары прольются во время выхода, или будут съедены каки-нибудь животным, как тогда поступать?
- Как надобно причащать больных, не могущих придти в храм?
- Если по забвению иерея случится, что не будет сделано соединение и потир будет покрыт пустой: что тогда делать?
О священстве к одному благочестивому монаху, удостоенному священнослужения (диаконства); также об архиерее, посвящающем в сан пресвитера
Марка Евгеника, митрополита Ефесскаго, — изъяснение церковного последования
Краткие сведения о писателе и сочинении его
Изъяснение церковного последования:
- Предисловие
- О полунощнице
- Об утрене
- О первом часе
- О третьем часе
- О шестом часе
- О панагии
- О девятом часе
- О вечерне
- О повечерии
- О возгласах священнических
- О тропарях. Об ирмосах. О каноне. О катавасии
- О прокимнах. О стиховнах. О кондаках
- Об икосах. Об антифонах. О пятнадцати коленопреклонениях, совершаемых во время поста
- Почему в Богородичные праздники во время причастного стиха поется: «Чашу спасения прииму...»?
Николая Кавасилы, архиепископа Фессалоникийского, — изъяснение Божественной Литургии
Краткие сведения о писателе и сочинении его
- Изъяснение
- Почему честные дары не с самого начала полагаются на престол
- О том, что эти дары предлагаются Богу, как начатки человеческой жизни
- Почему нужно было, чтобы эти дары служили начатками человеческой жизни?
- Почему полагается не весь хлеб, но вырезается для этого особая часть?
- Почему над хлебом священник изображает страдания Христовы?
- В чем состоит воспоминание Господа?
- О том, что совершается над хлебом
- Для чего Господь повелел творить это в Его воспоминание?
- О том, что говорится при приношении даров после вопоминания Господа; а также о том, это приношение есть вместе и благодарственное и просительное
- Для чего дары покрываются и что при этом говорится
- О начальном славословии
- Что значит постоянное моление о милости?
- О предании себя Богу
- О так называемых антифонах и произносимых в продолжение их молитвах
- Знаменование священнодействия в общем очертании
- Изъяснение первого антифона
- Что означают пророческие изречения, поемые в начале священнодействия
- Изъяснение третьего антифона
- О явлении Евангелия и о трисвятой песни
- О молитве, читаемой во время пения этой песни, и о священных возглашениях
- О чтении Писаний, порядке их и наименовании
- О прошениях, следующих за Евангелием
- О внесении честных даров в олтарь
- О том, что совершается по внесении даров, о молитвах и наставлениях священника народу
- Об исповедании веры и о том, к чему после него священник увещевает верных и о чем молится, и что они отвечают ему
- Об освящении даров и о предшествующем ему благодарении
- На каком основании мы несомненно веруем в таинство?
- О том, в чем латиняне относительно этого укоряют нас и ответ на их укоры
- О том, что и в латинской церкви таинство Евхаристии совершается таким же образом
- Почему священник призывает освятить дары не Сына, а Отца
- О самой жертве и о том, над чем совершается жертва
- О молитвах после жертвоприношения и о том, по какой причине здесь вспоминаются святые, особенно же Пресвятая Богородица?
- О том, как священник молится о святых дарах про себя, и о чем повелевает молиться верным
- О богопреданной молитве и о преклонении глав, и о следующем за тем благодарении и прошении к Богу и о славословии
- О том, что священник возглашает к народу, вознося Святые Дары, и о том, что в ответ ему возглашает народ
- Что означает теплая вода, вливаемая в Тайны?
- О том, каким образом Тайны означают Церковь
- О приглашении верных к причащению, и о том, что возглашают верные при появлении Даров
- О молитве, которую возглашает священник о верных, после их причащения
- О следующем за тем благодарении и славословии
- Об усопших, именно о том, освящаются ли они от Даров трапезы, подобно живым
- О том, что освящение главным образом сообщается душе причащающегося
- О ходатайстве Христа
- О том, что освящение усопших совершеннее
- О том, каким образом сии Дары бывают всегда приемлемы Богом
- О том, в какой мере приемлются
- О том, в каком смысле мы и святых чтим сими Дарами
- Против тех, которые говорят, что бывающее на Литургии воспоминание святых есть священническая за них молитва к Богу
- О том, сколько раз во время священнодействия поминаются святые, и о различии сих поминовений
- О том, почему священник называет жертву словесною службою
- О том, почему это Таинство называется только евхаристиею (благодарением)
- Об общем благодарении за причащение Таин и об окончательных молитвах священнодействия