Библиографическое описание: Голубцов А. Соборные чиновники и особенности службы по ним. М., 1907.
- Предисловие
- Глава I [658 Kb]
Неодинаковость названий Чиновников в нашей ученой литературе и у древнерусских книжников. Случаи употребления последними наименований: Чиновник и Книга чиновная; применение того и другого к записям нашей соборной службы. Предпочтение первого названия второму и отношение его к греческим терминам: Τακτικον [Taktikón] и Ευναξαριον [Evnaxárion].
- Глава II [1,23 Mb]
Общее понятие о Чиновниках соборных в связи с главной особенностью нашей старинной кафедрально-епископской службы. Что служило образцом для последней? Святая София Константинопольская как духовная матерь наша и источник церковно-иерархического освящения. Заинтересованность в судьбе ее наших предков. — Взгляд греков на свою Великую церковь; значение ее в их церковно-гражданской жизни. — Впечатления русских от святой Софии и стремления наших князей подражать ей в построении своих Софийских церквей. Связь с последними наших Успенских соборов. Идея посвящения храма святой Софии Константинопольской; почитание Богоматери в Византии. Неясное представление Софии греками и древнерусскими людьми.
- Глава III [1,90 Mb]
Соборные храмы нашего времени по сравнению с древнерусскими. Чем были для Киева и тогдашней Руси Владимиров Десятинный храм и святая София Ярославова? Соборы в удельный период нашей истории. Местонахождение их в детинце или кремле и последствия его. Патрональное значение соборного храма и святыни его для города и княжества. Погребение в соборах святителей, князей и лепших людей и собрание подле них народного веча. Смежность с соборными храмами святительских келий и княжеского дворца и важное значение ее. Соборы на службе городу своей казной.
- Глава IV [1,64 Mb]
Соответствовал ли их внешний и внутренний вид важному религиозно-общественному значению древнерусских соборных храмов? Побуждения для наших князей с епископами к украшению соборов. Летописные известия о благолепии последних. — Старания наших предков приблизиться к святой Софии Константинопольской в устройстве и убранстве хотя бы второстепенных храмовых частей. Мера среди церкви, ее отношение к омфалиям древнехристианских и особенно греческих храмов и литургическое назначение. — Заботы князей, епископов и частных лиц о возможно богатом снабжении утварями, одеждами и другими богослужебными принадлежностями соборных ризниц. Замечание о портах, шитых золотом и жемчугом во Владимире в XII веке. Происхождение нашего обычая украшать коврами и вообще дорогими тканями улицы и соборные храмы по праздникам из Константинополя.
- Глава V [1,90 Mb]
(Впечатления русских от богослужения Великой Константинопольской церкви и отличительная особенность последнего. — Как велико было число священнослужащих в древнее и старое время при наих соборах? Причисление к ним сенних и придельных попов с дьяконами. Возникновение на Руси соборов или сороков и смысл его. Отношения городского духовенства к малым и большим соборам и соборян с архиереем во главе к церквам приходским. Отпуск в последние утварей из соборной казны и посылка властей к празднику. Чем объясняется более тесная в древнейшее время связь приходского духовенства с соборным? Благие последствия ее по отношению к состоянию соборного богослужения на Руси. — Значение для последнего певческих сил. Кто были первые песнорачители при наших старейших соборах и на каком языке совершалась в первое время святительская служба в них? Значение наших древнейших богослужебно-певческих книг в решении этих вопросов. Замечания о наших демественниках, демественном пении и певчих дьяках. Вывод из всего сказанного по отношению к вопросу о прототипе нашей древней кафедрально-епископской службы и Уставе ее.
- Глава VI [1,50 Mb]
Вход на вечерне и выходы на утрени по праздникам теперь и в старое время на Руси. Замечание о числе и расположении в храме священнослужащих. Образ совершения ими вечернего входа и выхода по великом славословии на воскресной утрени по Чиновникам. Происхождение того и другого — из Великой церкви. Следы действования Устава последней на Руси. Выходы служащего духовенства на воскресных вечерне и утрени по Уставу Великой церкви, Павлу Алеппскому и Симеону Солунскому. Сходство в исполнении рассматриваемых обрядов на Руси и в Великой церкви и судьба их там и здесь. Распоряжение патриарха Никона и меры, предпринимавшиеся до него для поддержания благолепного исполнения входов и выходов и причины, поведшие к упадку и прекращению выхода служащих по великом славословии на воскресных утренях. Совершение последних среди церкви в некоторых наших соборах, как одно из доказательств действования некогда в них Устава святой Софии Константинопольской.
- Глава VII [1,50 Mb]
Замечание о хождениях просто и более или менее церемониально древнехристианских еископов и последующих владык к службе. Выход к последней Константинопольского патриарха. Как приходили к службе древнерусские святители? Сбор духовенства и властей в крестовой для их провождения. Обстановка и порядок совершения последнего. Вступление архиерея в храм, знаменование у святых икон и обычай прощения его со священнослужащими у престола и жертвенника. Выход из алтаря на середину храма для облачения. Практика всенародно-зрительного архиерейского облачения на Руси и у Греков и опыт объяснения происхождения последнего. Облачение священнослужащих в алтаре и связь его с обрядом возложения здесь одежд на посвящаемых. — Облачение архиереев в примыкавших к соборам епископиях и пристройках. Сведения о местонахождении и назначении диаконника при соборных церквах в древнее и позднейшее время и вывод из них по отношению к вопросу о месте первоначального облачения и разоблачения архиереев вообще, Константинопольского патриарха в частности.
- Глава VIII [1,59 Mb]
Келейное отправление часов перед службой восточными деспотисами. Слушание часов как и начала Литургии нашими архиереями в старое время и теперь на середине церкви. Историко-литургическое значение значение последней, подробности и происхождение малого входа. Обстановка и образ совершения его в древности. Возглашение так называемой великой похвалы. Пожелание многих лет первослужащему теперь и в старое время. Обычай многолетствований в древнем мире, у христиан первых веков и в Византии. Распросраненность его при дворе и в литургической практике последней. Формулы придворноцерковных многолетий и обряды, с которыми соединены были там и здесь последние. Осенение архиереем народа дикиро-трикирием; разнообразие в его совершении. Происхождение и смысл этого священнодействия и некоторых других, за ним на Литургии следующих.
- Глава IX [1,43 Mb]
(Краткое замечание о начальных действиях Литургии верных, вообще, и умовении архиереем рук, в частности. Чем оно вызывается и вызывалось? Древнехристианский обычай приношений; соображения и известия о месте собрания и рассмотрения последних. Возложение императорами воздухов, дискосов и потиров на престол и аналогия этому в литургийных обрядах. Приготовление диаконами евхаристийных даров, их перенесение и песнопения, коими сопровождалось оно. Появление херувимских гимнов, причина введения их и отношение к одному из них Константинопольского патриарха Евтихия. Время проскомидийного приготовления даров на основании рассказа папы Григория Двоеслова и некоторых литургических данных. Соответствие обстановки великого входа внутреннему значению его. Участие в перенесении даров императора и влияние сего на характер и обстановку обряда великого входа. Ношение на нем креста, сионов или иерусалимов, воздухов, плащаниц, покровов и других священных принадлежностей. Замечание о лицах, участвовавших в великом входе, и возглашениях, которыми он сопровождался. Поминовение на нем живых и умерших, постановка его в древней церкви и следы ее в нынешней архиерейской и обыкновенной священнической службе. Несколько замечаний об особенностях в практике приобщения священнослужащих на архиереской и соборной священнической службе на востоке и у нас в старое время.
- Опечатки