Адрес:
Московской регентско-певческой семинарии
Главная  /  Книги и статьи  /  Богослужение  /  Георгиевский А. И. С нами Бог!

Георгиевский А. И. С нами Бог!

«...нас бо ради родися Отроча Младо,Превечный Бог».
(Кондак праздника Рождества Христова)

 

Как неизмерима любовь Церкви Христовой к своим духовным чадам во все дни нашей жизни – от рождения и до последнего вздоха!

Святая материнская любовь Церкви ясно видна и в ее неизменной заботе о достойной и радостной встрече и светлом праздновании всеми христианами великого праздника Рождества Христова, в воспоминание тех дней, когда Вифлеем воспринял Седящего со Отцем, когда ангелы Младенца Рожденного боголепно славословили: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» и когда миру воссиял свет разума (тропарь праздника).

За сорок дней до праздника Святая Церковь установила Рождественский пост (начинающийся 15 ноября ст. ст., на другой день после празднования памяти святого апостола Филиппа), чтобы христиане в эти дни покаяния поговели и, приобщившись источника бессмертия — Святых Даров Христовых, в чистоте сердца и со спокойной совестью вошли в радость великого праздника.

Знаменательно, что со дня празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября ст. ст.), когда «в храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...» (тропарь), Святая Церковь торжественно напоминает о приближающемся празднике Рождества Христова пением за утренним богослужением рождественских ирмосов «Христос раждается – славите...» (в воскресные и праздничные дни после каждой песни канона как катавасия).

В предшествующие празднику Рождества Христова два воскресенья службы посвящены ветхозаветным праведникам. В 1-е воскресенье воспоминаются святые праотцы, то есть те праведники, которые получили обетование о пришествии на землю Христа Спасителя и спасались верою в Его пришествие; а во 2-е воскресенье прославляются святые отцы, то есть святые предки Господа нашего Иисуса Христа по плоти.

Праздник имеет пять дней предпразднства. В дни предпразднства установлены особые богослужения, которые духовно вводят верующих в самый праздник, раскрывая его смысл и значение чтением ветхозаветных пророчеств и преобразовательных указаний о пришествии на землю Христа Спасителя, а также пением предпраздничных песнопений и всем поеледованием церковных служб.

В канун праздника — сочельник, в конце дневного богослужения, совершается первое праздничное, глубоко трогательное и весьма восторженное прославление Рождшагося Богомладенца пением священнослужителями посреди храма перед свечой (напоминающей о Вифлеемской звезде) и иконой Рождества Христова тропаря праздника «Рождество Твое, Христе Боже наш...» и кондака «Дева днесь Пресущественнаго раждает...»

Сочельник православные люди проводят в особо строгом посте; по Церковному уставу в этот день положено вкушать только сочиво, то есть вареную пшеницу с медом (поэтому этот день называется сочевником, или сочельником).

Гениальные церковные поэты-песнописцы для великого праздника вдохновенно сложили песнопения чудесные. Их творения в художественных поэтических образах говорят об историческом событии Рождества Христова, проникновенно вводя в его дух, в понимание христианского догмата о Воплощении Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа.

Самый праздник начинается богослужением, состоящим из великого повечерия, литии и утрени. На великом повечерии торжественно поются преобразовательные ветхозаветные стихи святого пророка Исаии (из 8 и 9 гл.) с частым повторением слов «с нами Бог...» Эти стихи содержат пророчество о пришествии на землю Господа Иисуса Христа и выражают радость христиан о том, что с нами Бог.

Лейтмотивом всех церковных чтений и песнопений праздника является прославление Бога за ниспослание в мир Сына Божия, за спасение мира чрез Воплотившегося Бога Слова, мысль о том, что «Слово раждается нетленно от Девы и не отлучается от Отца»1.

Вместе с святым Иоанном Дамаскиным Святая Церковь восторженно поет: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и человецы духовно да торжествуют: яко Бог во плоти явися, сущым во тьме и сени седящым, рождайся от Девы. Вертеп и ясли прияша Того; пастырие чудо проповедуют, волсви от восток в Вифлеем дары приносят. Мы же хвалу недостойными устнами ангельски тому принесем: слава в вышних Богу, и на земли мир. Прииде бо чаяние (ожидание) языков, пришед спасе нас от работы (рабства) вражия» (литийная стихира праздника).

Не устают уста празднично прославлять Рождшагося Господа словами радостного и торжественного тропаря «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...»2 и пением величественного кондака «Дева днесь Пресущественнаго раждает...»3.

С глубочайшим вниманием и благоговением слушаем Евангельское благовестие, свидетельствующее о самом моменте величайшего события Рождества Христова (Мф. 1, 18–25).

Трепетно-волнующе звучат слова рождественского канона «Христос раждается —славите...»

В первом праздничном каноне особенно восторженно и поэтично изображается священное событие праздника с указаниями на ветхозаветные пророчества о нем. Автором этого канона является святой Косма Маиумский (VIII в.).

Второй канон праздника принадлежит святому Иоанну Дамаскину (VIII в.). Этот канон начинается словами «Спасе люди чудодействуяй Владыка...» Здесь песнописец с присущей ему духовной проникновенностью подробно останавливается на догматической стороне Рождества Христова, на явленной в пришествии в мир Господа величайшей любви Божией к роду человеческому.

Божественно-вдохновенно и высокохудожественно содержание девятой песни канона, в которой воспевается величайшая любовь верных к Матери Божией: «Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание; любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть; но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь» («Удобнее было бы из чувства благоговейного страха предпочесть молчание, как безопасное, так как (по бедности языка) составлять достойные для Твоего прославления песни, стройно сложенные, трудно, но Ты, как Мать, видя наше усердие и любовь к Тебе, дай силу достойно воспеть Тебя»).

Празднуя Рождество Христово, Православная Церковь светло и торжественно прославляет Господа Иисуса Христа — Учителя любви, мира и вечного спасения. Боголепно славословя Рождшагося Богомладенца, с восторгом сердец наших поклоняемся Ему, лежащему в яслях... Какое Божественное сияние исходит от Его Лика!

«Будем же радоваться, взирающе на Самого Спасителя нашего, родившегося сегодня, радоваться и веселиться, ужасаться и удивляться величию Домостроительства Божия о нашем спасении, превосходящего всяк ум», — говорит святой Иоанн Златоуст в Беседе на день Рождества Христова4.

Какое безмерное величие проявил Господь в дни Своей земной жизни! Его призывы к любви, нравственной чистоте, послушанию правде Божией и голосу совести неизмеримы и являются твердым и непоколебимым основанием нашей христианской веры в Сына Божия, сошедшего на землю для просвещения людей светом Истины, для обновления нашей жизни духом правды Божией и для преображения мира силой жертвенной любви.

Господи, кто подобен Тебе? Ты — путь, истина и жизнь! Ты имеешь глаголы вечной жизни! Ты — Христос Сын Бога Живаго! (Псал. 34, 10; Иоан. 14, 6; 6, 68; Мф. 16, 16).

Истина Рождества Христова царствует в мире, над миром, пространством и временем, над жизнью народов и отдельных людей. Ангельское рождественское славословие «и на земли мир, в человецех благоволение» выразило потребность миролюбивого духа всего человечества. Весь мир, все народы напряженно ждали пришествия на землю Спасителя мира... Исполнилось «чаяние языков» — родился Христос, и все люди соделались детьми Отца Небесного (Гал. 4, 6). Воистину, с нами Бог!

 


Текст подготовлен А.Киселевой.

Публикуется по: ЖМП. 1966. № 12. С. 66–68.

 

 

Комментарии

1 Герман, Патриарх Константинопольский, свт. (t 740), является автором первой рождественской стихиры на «Господи, воззвах», другие стихиры на «Господи, воззвах» составил Анатолий, епиокоп Солунский (IX–Х вв.). Последняя стихира на «Господи, воззвах» принадлежит инокине Кассии —поэтессе из КонстантиноНоля (IX в.). Стихиры литийные написаны св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.), кроме заключительной, составленной св. Германом, Патриархом Константинопольским. Стихиры на хвалитех принадлежат св. Андрею Критскому (VIII в), св. Герману (на «Слава .») и св. Иоанну Дамаскину.

2 В тропаре изъясняется сущность, глубокий смысл события праздника; автор тропаря неизвестен.

3 Кондак раскрывает внешнюю картину события праздника; автором его является преподобный Роман Сладкопевец (VI в.).

4 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. VI. С. 273.

© Библиотека МРПС. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.