Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

И.Э.Петрова

МЕТОДИКА ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА

Программа учебного курса для студентов регентских семинарий

Пояснительная записка

Предмет "Методика постановки голоса" имеет своей целью дать теоретическое и практическое руководство в работе над голосом студентам регентско-певческих семинарий.

Работа по постановке голоса необходима как певчим, так и регентам церковных богослужебных хоров в их дальнейшей профессиональной деятельности. Приобретение собственного опыта, как певческого, так и преподавательского, расширяет возможности практической работы с церковными хорами, так как в основе хорошего звучания хора лежит правильная вокализация, единая манера звуковедения, основанная на пении хорошим академическим звуком. В процессе обучения учащихся необходимо ознакомить с разнообразием вокальных методик и их реальными результатами, физиологией пения, анатомией голосового аппарата, психофизической зависимостью при вокализации.

Постановка голоса является предметом прикладным, но необходимым. Для будущей работы регента и певчего церковного богослужебного хора правильная постановка голоса является основой успешного и многолетнего профессионализма.

Постановка голоса - процесс, рассчитанный на длительный период (3 года - минимум), так как человеческий организм имеет определенные величины чувствительности, и выработка четких навыков пения происходит в течение определенного времени.

    Цели и задачи курса:
  • приобретение основ правильной постановки голоса, необходимой для профессиональной работы певчего церковного хора, хормейстера и регента, как педагогов, способных научить певчих церковного хора, ансамбля, чтецов и, возможно, духовенство основам вокального мастерства;
  • овладение знаниями особенностей физиологии пения, предоставляющими регенту возможность правильно и бережно воспитывать технику пения певчих своего коллектива;
  • приобретение основных практических навыков церковного (в том числе сольного) пения;
  • умение певчим и регентом самостоятельно анализировать вокальные трудности произведений, находить и подсказывать другим способы их преодоления, уметь практически преодолеть указанные трудности.


Программа учебного курса

Раздел I: Функции нервной системы

Пение — рефлекторный акт. Возникновение звука под действием импульсов головного мозга. Взаимосвязь пения и вокально-телесной схемы.

  1. Возникновение ощущений и выработка этих ощущений.
  2. Определение психо-эмоциональной характеристики певца.
  3. Индивидуальный подход к воспитанию учащегося.
  4. Выработка определенных дыхательных и мышечных движений через осознанность действия.
  5. Воспитание воли, уверенности в себе, умения владеть своими эмоциями.

Раздел II: Певческий голос, как акустическое явление

  1. Основные качества голоса: высота, сила (интенсивность), тембр.
  2. Взаимосвязь индивидуального восприятия звука и физиологической основы звукообразования.
  3. Тембр и его выявление. "Основной тон" и обертоны.
  4. Резонаторные полости голосового аппарата и их участие в звукообразовании.
  5. Высокая и низкая певческие форманты.
  6. Восприятие звука слухом.
  7. Условия распространения звуковой волны (реверберация).
  8. Акустическая и физиологическая сущность "вибрато".

Раздел III: Устройство голосового аппарата

  1. Носовые полости. Полость рта. Твердое и мягкое небо. Язык, губы. Глотка и ее особенности.
  2. Гортань: мышцы и голосовые связки, их положение в обычном состоянии и при академическом пении.
  3. Строение мышцы грудной клетки, диафграгма.

Раздел IV: Орган слуха

  1. Восприятие высоты и силы звука. Чувствительность слуха и "вокальный слух".
  2. Восприятие различной окраски звука и анализ причин данных различий.

Раздел V: Положение гортани в пении

  1. Сравнительный анализ положения гортани до и после прикрытия звука.
  2. Обоснование необходимости установки гортани.
  3. Опускание и удержание гортани в низком положении. Методика этого действия.
  4. Необходимость расширения глоточного кольца (надсвязочного резонатора), и, соответственно, грудного (подсвязочного).
  5. Голосовые связки. Их расположение и особенность работы.
  6. Выработка ощущения различных видов атаки звука (жесткой, мягкой, придыхательной). Назначение различных атак звука.
  7. Значение тонуса голосовых связок.

Раздел VI: Рауль Юссон и его учение об "импедансе"

  1. Научное обоснование пения с "большим (сильным) импедансом".
  2. Роль голосовых связок в выработке "импеданса".
  3. "Импеданс" как основная функция при выработке устойчивого звуковедения, выравнивания регистров и динамики звука.

Раздел VII: Дыхание в пении

  1. Устройство органов дыхания. Роль диафрагмы.
  2. Количество воздуха и качество его опоры.
  3. Связь "импеданса" с опорой.
  4. Выработка ощущений диафрагмальной опоры, расширения и удержания мышц спины и "состояния вдоха".
  5. "Парадоксальное дыхание". Труд Л.Работнова о певческом дыхании.

Раздел VIII: Работа артикуляционного аппарата в пении

  1. Работа губ, языка, глотки при пении.
  2. Необходимость полного освобождении мышц рта и шеи во время вокализации.
  3. Активность и свобода движения при пении.

Раздел IX: Формирование основных певческих навыков

  1. Установочные движения опускания гортани.
  2. Установочные движения расширения зевка, глотки, спины. Мягкий вдох.
  3. Освобождение мышц, не участвующих в голосообразовании.
  4. Атака звука и работа голосовых связок. Выработка "импеданса".
  5. Необходимость удержания всех внутренних ощущений во время вокализации.
  6. Выработка ощущений головного и грудного резонирования. Высокая и низкая певческие форманты. Понятие "высокой позиции звучания".

Раздел X: Развитие различной вокальной техники

  1. Кантилена. Выработка кантилены, постепенное расширение диапазона. Пение legato, portamento, marcato.
  2. Беглость на legato и на staccato.
  3. Гаммы, группето, арпеджио.
  4. Филировка звука и ее связь с удержанием правильного положения гортани и дыхания.
  5. Пение на mezzo-voce.

Раздел XI: Дефекты голоса и пути их преодоления

  1. Болезни голосового аппарата:
    • Простудного происхождения: катаральные воспаления дыхательных путей, гайморит, фронтит, фарингит, ангина, ларингит и др.
    • Профессиональные болезни голосового аппарата, вызванные неправильным пением, а именно: длительными вокальными перегрузками, форсировкой звука, излишним подсвязочным давлением, излишне твердой атакой звука, пением не в своей тесситуре.
    • Недостатки голоса, связанные с неправильным звуковедением: гнусавость, назолизация, тремоляция, плоское резкое звучание, гудкообразное обезтембренное пение, горловой звук, детонация.

Раздел XII: Гигиена и режим певца

  1. Нервно-психическая нагрузка;
  2. Правильный режим труда и отдыха;
  3. Закаливание и предупреждение простудных заболеваний;
  4. Снятие излишней вокальной нагрузки;
  5. Вокальный тренаж;
  6. Положительные эмоции во время занятий с педагогом и в процессе пения.

Раздел XIII: Основные музыкально-педагогические принципы воспитания певца

  1. Принцип единства вокально-технического и духовно-эмоционального развития певца.
  2. Принцип постепенности в развитии голоса.
  3. Принцип индивидуального подхода к учащимся.
  4. Соответствие репертуара вокально-техническому уровню исполнителя.
  5. Постановка перед исполнителем музыкально-художественных задач.
  6. Принцип взаимопонимания между педагогом и учеником.

Раздел XIV: Способы педагогического воздействия на голос ученика

  1. Постановка технических задач по установке гортани, дыхательного размаха, освобождения и т.д.
  2. Объяснение и показ педагога учащемуся в случае непонимания.
  3. Применение определенных примеров, конкретных движений, выработка ощущений вибрационного и мышечного характера.
  4. Выработка вокального слуха на уроках других учеников.


Репертуар

Учебный вокальный репертуар основан на исполнении русских народных песен, авторских произведений светского репертуара русских и зарубежных композиторов, так как русская богослужебная музыка - хоровая.

    Первая степень трудности:
  1. вокализы Ф.Абта, С.Маркези, Г.Панофки и других.
  2. русские народные песни: "Ноченька", "Лучинушка", "Грушица", "По морю, по синему…", "У зари-то, у зореньки…", "Матушка, что во поле пыльно…", "Волга-реченька", "Позарастали стежки-дорожки…" и т.д.
    Вторая степень трудности:
  1. романсы русских и зарубежных композиторов (небольшого диапазона): А.Л.Гурилева, А.Е.Варламова, П.П.Булахова, Н.А.Титова, Э.Грига, В.А.Моцарта, Р.Шумана, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Л. ван Бетховена;
  2. русские народные песни: "Зачем тебя я, милый мой, узнала…", "Цвели, цвели цветики…", "Однозвучно гремит колокольчик…", "Не корите меня, не браните…", "Я в садочке была…" и т.д.
    3. Третья степень трудности:
  1. Романсы М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, М.А.Балакирева, Ц.А.Кюи, А.А.Алябьева, А.П.Бородина, А.С.Даргомыжского, П.И.Чайковского, Н.А.Рим-ского-Корсакова, С.В.Рахманинова, Дж.Б.Перголези, Дж.Б.Мар-ти-ни, Дж.Каччини, Ф.Шуберта, Ф.Шумана, Э.Грига, В.А.Моцарта.


Литература

  1. Богадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. Вып. 1-3. М., 1929-1937.
  2. Вербов А. Техника постановки голоса. М., 1963.
  3. Гарсиа М. Школа пения. М., 1957.
  4. Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения. М., 1951.
  5. Дмитриев Л. Голосообразование у певцов. М., 1962.
  6. Дмитриев Л. К вопросу об установке голосового аппарата в пении//Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 1. М., 1959.
  7. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., 2000.
  8. Дмитриев Л. Рентгенологические исследования строения и приспособления голосового аппарата у певцов. М., 1957.
  9. Дюпре Ж. Школа пения. М., 1955.
  10. Жинкин Н.И. О теориях голосообразования//Мышление и речь. М., 1963.
  11. Злобин К.В. Физиология пения в профилактике заболеваний голосового аппарата. М.; Л., 1958.
  12. Каплун Я.М. Пособие по постановке голоса вокалистов. М., 1998.
  13. Ламперти Ф. Искусство пения. М., 1923.
  14. Левидов И. Развитие голоса певца и профессиональные болезни голосового аппарата. М., 1938.
  15. Работнов Л. Физиология певческого дыхания. М., 1938.
  16. Работнов Л. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М.; Л., 1932.
  17. Рудаков Е. Новая теория образования верхней певческой форманты// Применение акустических методов исследования в музыкознании. М., 1964.
  18. Рудаков Е. О природе верхней певческой форманты и механизме ее образо-ва-ния//Развитие детского голоса. М., 1963.
  19. Руководство по фониатрии. Л., 1970.
  20. Сонки С. Теория постановки голоса. Л., 1925.
  21. Фант Г. Акустическая теория голосообразования. М., 1964.
  22. Юссон Р. Певческий голос. М., 1974.
  23. Carelli B. L'arte del canto, metodo teorico-practico di Beniamino Carelli, professore di canto nel R. Conservatorio di Musica di Napoli. G. Ricordi C. Milano, 1898.
  24. Husson R. La voix chantee. Paris, 1960.
  25. Husson R. Physiologie de la phonation. Paris, 1962.