Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

Диакон Андрей Нефедов

ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИЙ ОБИХОД

Программа учебного курса для учащихся I и II курса регентских семинарий

Пояснительная записка

Предмет «Церковно-певческий обиход» на регентском и певческом отделениях Московской регентско-певческой семинарии является одной из основных составных частей профессиональной подготовки учащихся и предусматривает овладение объемом знаний и навыков, который является необходимым для церковно-практической деятельности будущих специалистов в области регентского и певческого дела. Курс расчитан на учащихся, имеющих базу профессиональной подготовки в объеме полного ДМШ и владеющих фортепиано на уровне не ниже 5 класса ДМШ. Исходя из такого уровня подготовки учащихся предложен темп освоения материала. Учащимся с менее серьезной профессиональной подготовкой потребуются дополнительные учебные часы для освоения предлагаемого материала.

Цель курса: Овладение основами системы Осмогласия Русской Православной Церкви, которое позволит будущему специалисту свободно ориентироваться в основных образцах определенных напевов и распевать по примеру этих образцов должные богослужебные тексты.

    Задачи курса:
  • изучение и усвоение учащимися певческого материала общеупотребительной части системы Осмогласия;
  • изучение и усвоение учащимися системы монастырских подобнов;
  • изучение и усвоение учащимися напевов неизменяемых песнопений вечерни, утрени, Божественной Литургии и богослужений периода пения Триоди Постной, Цветной и Минеи Праздничной;
  • ознакомление учащихся с некоторыми образцами древних роспевов: знаменного, греческого, киевского и других.

Принципы построения и содержание курса: Учебные занятия по предмету «Церковно-певческий обиход» включают лекционные часы, практические занятия и самостоятельную работу учащихся, проверяемую преподавателем еженедельно. В самостоятельную работу учащихся входит освоениsе изучаемого материала посредством исполнения конкретного образца обихода на фортепиано, пения всех голосов хоровой партитуры этого образца и выполнение письменных заданий, заключающихся в положении на напев этого образца различных богослужебных текстов. По окончании изучения каждого из разделов курса преподавателем проводится комплексное зачетное занятие, в продолжение которого проверяется освоение учащимися материала пройденного раздела. Каждому разделу, начиная со II, должна предшествовать подготовительная работа учащихся, заключающаяся в переписывании из Хрестоматии по «Церковно-певческому обиходу» в специальные тетради образцов гласовых и обиходных мелодий, которые включает данный раздел курса. В течение I курса учащиеся овладевают основой осмогласной системы, включающей знание восьми гласов и основных неизменяемых песнопений. Задания для самостоятельной работы учащихся, предлагаемые в программе в течение I семестра, призваны закрепить полученные на лекциях теоретические знания и развить у учащихся определенные практические навыки, необходимые в их будущей клиросной работе. В течение II семестра рекомендуется не прекращать применение такого рода заданий с целью поддерживать в должной форме практические навыки, приобретенные учащимися в течение I семестра, которые будут необходимы на годовом комплексном экзамене. В течение II курса изучается система монастырских подобнов, некоторые особые песнопения Триоди Постной, Цветной и Праздничной, а также наиболее употребительные образцы древних роспевов. В конце каждого года обучения проводятся зачеты по составляющим курс частным видам работы учащихся и один комплексный экзамен, на котором учащиеся демонстрируют умение составлять и «проводить» богослужение.

    Знания, умения и навыки:
  • по окончании курса учащийся должен твердо знать структурные особенности обиходных партитур (мелодически ведущая партия, основные приемы гармонизации и т. д.);
  • к концу обучения в рамках данного курса учащийся должен свободно ориентироваться в осмогласной системе, уметь распеть без подготовки любой предложенный певческий богослужебный текст, исполняя любую из голосовых партий партитуры, исполнить заданный образец на фортепиано (наизусть); уметь письменно изложить предложенный богослужебный текст, положив его на конкретный гласовый напев;
  • в сочетании с курсом «Литургика» учащийся должен уметь составить и исполнить певчески заданную часть конкретного богослужебного последования.


Учебное планирование курса «Церковно-певческий обиход»

Общий объем курса — 178 часов.

Первый год обучения (I курс) (108 часов, 3 часа в неделю)

Второй год обучения (II курс) (70 часов, 2 часа в неделю)



Программа учебного курса
по предмету «Церковно-певческий обиход»

I курс — 108 часов

Раздел I: Введение (3 часа)

  1. Термин «обиход», его значение и смысл.
  2. Строфичность обиходных мелодий: деление мелодической линии на строки (колена — в зависимости от строф богослужебного текста) и порядок их чередования. Принципы разделения предназначенного для исполнения певчески богослужебного текста на строки (т.н. проставление «остановок»).
  3. Наиболее употребительные простейшие гармонизации обиходных и гласовых мелодий: I, II, III голоса и бас. Функции голосов партитуры в гармонизации.
  4. Основной состав гласа. Напевы для разных групп песнопений: стихир, тропарей, ирмосов, прокимнов и т.п. Классификация гласов по количеству вариантов напевов для разных групп песнопений.
    Задание для самостоятельной работы:
  1. Переписать в тетрадь для образцов образцы 6 гласа;
  2. Проставить «остановки» в стихире на стиховне в Неделю Жен Мироносиц «Тебе Одеющагося».

Раздел II: Глас 6 (5 часов)

Тема 1: Стихирный и тропарный напевы 6 гласа (2 часа)

Анализ последования гармоний в напеве и порядок чередования мелодических строк. Неизменяемые песнопения «Царю Небесный» и «Ныне отпущаеши», исполняемые на 6 глас. Пение запевов и стихир воскресных данного гласа, воскресных тропаря и кондака с предварительным проставлением «остановок».

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Найти среди тропарей, кондаков и стихир Двунадесятых и Великих Праздников все песнопения 6 гласа и выписать начальные слова найденных песнопений в порядке следования праздников по церковному году;
  2. Выучить наизусть «Господи, воззвах» и тропарь воскресный 6 гласа, играя на фортепиано партитуру и исполняя заданный голос (тональности a, g, e в тесном расположении в положении терции);
  3. Расписать (положить на ноты данного гласа богослужебный текст письменно) первую стихиру на «Господи, воззвах» Недели Ваий («Днесь благодать Святаго Духа нас собра…»).

Тема 2: Напевы 6 гласа для ирмосов, прокимнов и «Свят Господь Бог наш» на воскресной утрени (3 часа)

Анализ особенностей деления на строки в ирмосах и чередования мелодических строк. Пение ирмосов воскресных данного гласа с предварительным проставлением «остановок». Разбор музыкального материала прокимнов 6 гласа. Пение прокимнов и «Свят Господь Бог наш» данного гласа.

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Выучить наизусть ирмос I песни воскресного канона «Яко по суху…», играя на фортепиано партитуру и исполняя заданный голос (тональности d, e в тесном расположении в положении терции);
  2. Петь наизусть любой голос всех видов напевов в образцах-песнопениях 6 гласа;
  3. Расписать ирмосы I, III, IX песней первого канона Осмогласника (по Ирмологию) «Чувственный фараон потоплен бысть…»;
  4. Расписать все прокимны 6 гласа среди прокимнов вечерни (дневных), утренних и литургийных Двунадесятых и Великих Праздников, седмичных литургийных;
  5. Переписать в тетрадь для образцов образцы 3 гласа.

Раздел III: Глас 3 (5 часов)

Тема 3: Напевы стихирный и для ирмосов (2 часа)

Пение воскресных стихир и ирмосов «Воды древле…» с предварительным проставлением «остановок». Варианты заключительной строки. 33 псалом.

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Выучить наизусть «Господи, воззвах» 3 гласа и ирмос I песни воскресного канона «Воды древле…», играя на фортепиано партитуру и исполняя заданный голос (тональности D, E в тесном расположении, начальный аккорд в положении квинты);
  2. Найти среди стихир Двунадесятых и Великих Праздников все песнопения 3 гласа и выписать начальные слова найденных песнопений в порядке следования праздников по церковному году;
  3. Расписать третью стихиру воскресную на «Господи, воззвах» («Славлю Отца и Сына силу…») и ирмосы I и III песней канона Сретения Господня.

Тема 4: Тропарный напев, прокимны и «Свят Господь Бог наш» 3 гласа (3 часа)

Пение тропаря и кондака воскресных с предварительным анализом текста и проставлением «остановок». Тропари из Минеи общей 3 гласа. Пение прокимнов 3 гласа: различные варианты мелодии. Прокимен «Песнь Богородицы». Прокимен на водосвятном молебне. Пение «Свят Господь Бог наш».

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Игра на фортепиано и пение наизусть голосов всех напевов 3 и 6 гласов;
  2. Найти среди тропарей и кондаков Двунадесятых и Великих Праздников все песнопения 3 гласа и выписать начальные слова найденных песнопений в порядке следования праздников по церковному году;
  3. Переписать образцы 5 гласа;
  4. Расписать все прокимны 3 гласа среди прокимнов: утренних и литургийных Двунадесятых и Великих Праздников, сеыдмичных литургийных.

Раздел IV: Глас 5 (6 часов)

Тема 5: Стихирный и тропарный напевы (3 часа)

Анализ мелодической линии и гармонии. Особенности напева в зависимости от вида хора. Пение стихир, тропаря и кондака воскресных с предварительным проставлением «остановок». Воскресные тропари по Непорочных.

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Выучить наизусть «Господи, воззвах» и тропарь воскресный 5 гласа, играя на фортепиано партитуру и исполняя заданный голос (тональности G, A в тесном расположении в положении терции (начальный аккорд — доминантовое трезвучие в положении квинты);
  2. Расписать первую стихиру на стиховне Введения во храм Пресвятыя Богородицы;
  3. Найти среди стихир, тропарей и кондаков Двунадесятых и Великих Праздников все песнопения 5 гласа и выписать начальные слова найденных песнопений в порядке следования праздников по церковному году.

Тема 6: Напев для ирмосов, прокимны и «Свят Господь Бог наш» 5 гласа (3 часа)

Пение ирмосов воскресного канона 5 гласа. Последняя строка. Анализ музыкального материала прокимнов 5 гласа. Пение прокимнов и «Свят Господь Бог наш».

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Играть и петь наизусть по голосам все напевы 5 гласа;
  2. Расписать ирмосы III, VI, VIII и IX песней канона Вознесения Господня;
  3. Расписать все прокимны 5 гласа среди прокимнов: вечерни (дневных), утренних и литургийных Двунадесятых и Великих Праздников, седмичных литургийных;
  4. Переписать образцы 2 гласа.

Раздел V: Глас 2 (6 часов)

Тема 7: Тропарный и стихирный напевы (4 часа)

Варианты напевов в зависимости от вида хора. Пение стихир, тропаря и кондака воскресных с предварительным проставлением «остановок». Вариант «по киевскому роспеву». Зависимость выбора гармонизации начальной строки от места песнопения в последовании. Пение «Свят Господь Бог наш».

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Выучить наизусть «Господи, воззвах» и тропарь воскресный 2 гласа, играя на фортепиано партитуру и исполняя заданный голос (тональности g, e в тесном расположении в положении терции);
  2. Найти среди стихир, тропарей и кондаков Двунадесятых и Великих Праздников все песнопения 2 гласа и выписать начальные слова найденных песнопений в порядке следования праздников по церковному году;
  3. Расписать стихиру на Слава: и ныне: на «Господи, воззвах» на Рождество Христово «Августу единоначальствующу на земли…».

Тема 8: Ирмосы и прокимны 2 гласа (2 часа)

Пение ирмосов воскресных. Анализ отличия мелодической линии в последней строке 2 и 5 гласов. Пение прокимнов воскресных на утрени и Литургии.

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Расписать все прокимны 2 гласа среди прокимнов: утренних и литургийных Двунадесятых и Великих Праздников, седмичных литургийных;
  2. Петь и играть наизусть все напевы 5 и 2 гласов;
  3. Переписать образцы 4 гласа.

Раздел VI: Глас 4 (6 часов)

Тема 10: Тропарный и ирмологический напевы 4 гласа (3 часа)

Пение воскресных тропаря и кондака. Синодальный вариант и его отличия. Пение воскресных ирмосов 4 гласа и ирмосов «Отверзу уста моя…» с предварительным проставлением «остановок». Варианты гармонизации заключительной строки.

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Найти среди тропарей и кондаков Двунадесятых и Великих Праздников все песнопения 4 гласа и выписать начальные слова найденных песнопений в порядке следования праздников по церковному году;
  2. Выучить наизусть тропарь воскресный и ирмос I песни воскресного канона 4 гласа, играя на фортепиано партитуру и исполняя заданный голос (тональности F, A в тесном расположении в положении терции);
  3. Расписать: ирмосы III и V песней канона Недели Ваий («Точащий краесекомый…» и «На гору Сион…»); тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы по синодальному варианту напева.

Тема 11: Стихиры и прокимны 4 гласа (3 часа)

Стихиры воскресные (пение и разбор). Варианты пения прокимнов данного гласа на вечернем богослужении, Литургии и требах. Разбор отличий. Пение воскресных прокимнов утрени и Литургии. Пение «Свят Господь Бог наш».

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Выучить наизусть «Господи, воззвах» 4 гласа, играя на фортепиано партитуру и исполняя заданный голос (тональности F, G в тесном расположении в положении терции);
  2. Найти среди стихир Двунадесятых и Великих Праздников все песнопения 4 гласа и выписать начальные слова найденных песнопений в порядке следования праздников по церковному году;
  3. Расписать пятую стихиру на литии Богоявления Господня («Трепеташе рука крестителева…»);
  4. Переписать образцы 7 гласа;
  5. Расписать все прокимны 4 гласа среди прокимнов: утренних и литургийных Двунадесятых и Великих Праздников, седмичных вечерни и Литургии.

Раздел VII: Глас 7 (7 часов)

Тема 12: Стихирный и тропарный напевы 7 гласа (3 часа)

Разбор и пропевание стихир, тропаря и кондака воскресных. Анализ гармонизации основной мелодии. Сравнение запевов 3 и 7 гласов и выявление отличий. Пение тропаря Преображения Господня (как могущего служить образцом тропарного напева 7 гласа). Вариант 2 строки.

    Задания для самостоятельной работы:
  1. Выучить наизусть «Господи, воззвах» 7 гласа и тропарь Преображения Господня, играя на фортепиано партитуру и исполняя заданный голос (тональности G, A в тесном расположении (начальный доминантовый аккорд в положении квинты) — для стихир; тональности F, G в тесном расположении в положении терции — для тропаря);
  2. Найти среди стихир, тропарей и кондаков Двунадесятых и Великих Праздников все песнопения 7 гласа и выписать начальные слова найденных песнопений в порядке следования праздников по церковному году;
  3. Расписать тропарь Недели Фоминой и третью стихиру на стиховне Сретения Господня.

Тема 13: Ирмосы и прокимны 7 гласа (4 часа)

Пение воскресных ирмосов 7 гласа «Манием Твоим…» с предварительным проставлением «остановок». Анализ различий мелодических строк. Прокимны 7 гласа. Варианты гармонизации заключительных строк. Пение «Свят Господь Бог наш».

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Расписать все прокимны 7 гласа среди прокимнов: утренних и литургийных Двунадесятых и Великих Праздников, седмичных вечерни и литургийных;
  2. Петь и играть наизусть все напевы 4 и 7 гласов;
  3. Переписать образцы 1 гласа;
  4. Расписать ирмос I песни канона Осмогласника «Моисейский жезл…» и ирмос V песни канона в неделю 8-ю «Страха ради Твоего…» (тексты смотри в Ирмологии).

Раздел VII: Глас 1 (6 часов)

Тема 14: Тропари и ирмосы 1 гласа (2 часа)

Пение воскресных тропаря и кондака 1 гласа. Тропарь Воздвижения Креста Господня. Варианты I строки. Пение ирмосов канона воскресного «Твоя победительная десница…» с предварительным проставлением «остановок». Анализ гармонизации основной мелодии.

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Выучить наизусть тропарь Воздвижения Креста Господня и ирмос I песни воскресного канона «Твоя победительная десница…», играя на фортепиано партитуру и исполняя заданный голос (тональности D, Es в тесном расположении в положении терции);
  2. Найти среди стихир, тропарей и кондаков Двунадесятых и Великих Праздников все песнопения 1 гласа и выписать начальные слова найденных песнопений в порядке следования праздников по церковному году;
  3. Расписать ирмос III песни канона Успения Пресвятой Богородицы «Содетельная и содержительная всех…» и тропарь Недели Ваий.

Тема 15: Стихирный напев и прокимны 1 гласа (4 часа)

Пение воскресных стихир и анализ гармоний. Вариант «по киевскому роспеву». Пение прокимнов 1 гласа. Различие напевов для прокимнов на вечернем богослужении и на Божественной Литургии. Пение «Свят Господь Бог наш».

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Выучить наизусть «Господи, воззвах» 1 гласа, играя на фортепиано партитуру и исполняя заданный голос (тональности D, E в тесном расположении (начальный аккорд — доминанта в положении квинты);
  2. Расписать все прокимны 1 гласа среди прокимнов: утренних и литургийных Двунадесятых и Великих Праздников, седмичных вечерни и литургийных;
  3. Расписать вторую стихиру на «Господи. воззвах» службы в день памяти святого пророка Божия Илии;
  4. Переписать образцы 8 гласа.

Раздел IX: Глас 8 (5 часов)

Тема 16: Тропарный и стихирный напевы 8 гласа (2 часа)

Пение воскресных тропаря и кондака. Вариант I строки. «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Сподоби, Господи…». Пение воскресных стихир 8 гласа. Варианты начального мотива запева в зависимости от особенностей конкретного текста.

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Выучить наизусть «Господи, воззвах» 8 гласа и «Достойно есть», играя на фортепиано партитуру и исполняя заданный голос (тональности G, As в тесном расположении — для стихир; тональности C, D в тесном расположении — для тропаря);
  2. Найти среди стихир, тропарей и кондаков Двунадесятых и Великих Праздников все песнопения 8 гласа и выписать начальные слова найденных песнопений в порядке следования праздников по церковному году;
  3. Расписать третью стихиру на хвалитех Покрова Пресвятой Богородицы и кондак Пресвятой Богородицы в честь Ея иконы Казанской;
  4. Повторение материала 6, 3, 5 гласов.

Тема 17: Ирмосы и прокимны 8 гласа (3 часа)

Пение воскресных ирмосов «Колесницегонителя фараоня…» с предварительным проставлением «остановок». Ирмосы панихиды «Воду прошед…». Анализ используемых гармоний. Прокимны 8 гласа.

    Задание для самостоятельной работы:
  1. Выучить наизусть I ирмос 8 гласа «Воду прошед…», играя на фортепиано партитуру и исполняя заданный голос (тональности E, F в тесном расположении (начальный аккорд — D7 в положении септимы);
  2. Играть и петь наизусть все образцы 1 и 8 гласов;
  3. Расписать все прокимны 8 гласа среди прокимнов на утрени и Литургии Двунадесятых и Великих Праздников, седмичных вечерни и Литургии;
  4. Повторение материала всего семестра и подготовка к зачету.

Раздел X: Комплексный экзамен (2 часа)

Проведение проверки знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в продолжении I семестра: исполнение каждым учащимся заданного преподавателем песнопения на фортепиано с пением одного из голосов партитуры; пение заданного песнопения несколькими учащимися в ансамбле, проверка знания учащимися образцов гласов, проведение письменной работы по положению учащимися на напев положенного гласа незнакомого богослужебного текста.

Раздел XI: Неизменяемые песнопения вечерни (8 часов)

Тема 18: Песнопения вечерни от начала до «Блажен муж…»(2 часа)

Начало Великой вечерни. Пение «в тон» возгласа священника. Предначинательный псалом, его место и значение в составе вечерни. Пение 103 псалма греческого роспева. Зависимость темпа пения и количества стихов от времени каждения храма. Принципы сокращения текста. Великая ектения, выбор тональности.

Тема 19: Песнопения вечерни от «Блажен муж…» до литии (3 часа)

«Блажен муж…» обиходное, выбор расположения и тональности, пение антифоном по стихам. «Свете тихий…» обиходное и Лаврское, возможность исполнения разными составами. Выбор тональности и расположения при пении «И духови твоему» перед прокимном дневным, зависимость от гласа прокимна. Пение малой, сугубой и просительной ектений, перемена тональностей и расположений. Повторение «Спободи, Господи…» на 8 глас.

Тема 20: Песнопения вечерни от литии до начала утрени (3 часа)

Пение «Господи, помилуй» после литийных прошений (киевского роспева), речитативное исполнение «Господи, помилуй» 40 раз, пение антифоном. «Ныне отпущаеши» на 6 глас, выбор тональности в зависимости от гласа стихир на стиховне. Повторение «Богородице Дево…» на 4 глас. Пение «Буди Имя Господне», выбор тональности и расположения.

Раздел XII: Основные песнопения утрени (10 часов)

Тема 21: Песнопения утрени от начала до Полиелея (2 часа)

Начало утрени. Малое славословие «болгарское», выбор тональности. Великая ектения, выбор тональности и расположения в зависимости от гласа «Бог Господь…». Пение кафисм, основные требования к речитативу.

Тема 22: Песнопения утрени от начала Полиелея до канона (4 часа)

Пение «Хвалите Имя Господне…» напева Придворно-певческой капеллы, Афонского. Необходимая продолжительность пения в зависимости от времени каждения и уставных особенностей данного дня (пение величания, «На реках Вавилонских», совершения всей утрени в алтаре). Пение воскресных тропарей по Непорочных на 5 глас. I степенный антифон 4-го гласа «От юности моея…» греческого роспева. Прокимен, чтение Евангелия и пение после чтения Евангелия («Воскресение Христово видевше…», «Слава: Молитвами апостолов» и т.д.), принципы выбора и сочетания тональностей и расположений. Пение «Господи, помилуй» после «Спаси, Боже…»

Тема 23: Песнопения утрени от начала канона до отпуста (4 часа)

Пение ирмосов «Отверзу уста моя» на 4 глас, сочетание тональностей ирмосов и катавасии. Пение «Преблагословенна еси…». Великое славословие обиходное, пение с предварительным проставлением «остановок». Пение воскресных отпустительных тропарей в гармонизации протоиерея Петра Турчанинова. Сугубая и просительная ектении, окончание утрени. Выбор тональностей и расположений.

Раздел XIII: Неизменяемые песнопения Божественной Литургии (10 часов)

Тема 24: Песнопения Литургии оглашенных (5 часов)

Начало Литургии. Великая ектения. Антифоны изобразительные греческого роспева. Пение «Единородный…» и малой ектении обиходным напевом. «Приидите поклонимся» обиходное. «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое («архиерейское», другие варианты простейших напевов). Пение «Аллилуия» («обиходное»). Ответы на возгласы священника и диакона после пения «Аллилуия» и после чтения Евангелия. Сугубая и заупокойная ектении. Ектения об оглашенных.

Тема 25: Песнопения Литургии верных (5 часов)

2 ектении. Херувимская песнь (Старо-симоновская для трех голосов, Софрониевская в редакции Оссоргина), продолжительность пения в зависимости от действий священнослужителей в алтаре. Пение Символа веры. Пение «Милость мира» (обиходная в редакции Смоленского, «Феофановское»), темп и нюанс «Тебе поем…». Повторение «Достойно есть…» на 8 глас. Окончание евхаристического канона. Пение «Отче наш», «Един Свят…» и причастных стихов. Окончание Литургии (обиходное).

Раздел XIV: Песнопения некоторых треб (8 часов)

Тема 26: Песнопения заупокойных богослужений (4 часа)

Песнопения чинопоследования заупокойных литии и панихиды, особый заупокойный вариант 8 гласа («Аллилуия»), напев «Со святыми упокой», вариант «Сам Един» и напев «Вечная память». Особые песнопения отпевания: статьи, стихиры на последнее целование, пение «Святый Боже».

Тема 27: Некоторые песнопения благодарственного молебна (1 час)

Пение благодарственных тропарей, некоторые особенности использования гласовых напевов. Пение «Тебе Бога хвалим» на 3 глас с проставлением «остановок».

Тема 28: Песнопения Венчания (3 часа)

Характер песнопений Таинства Брака. Пение припева «Слава Тебе, Боже наш». Варианты прокимна «Положил еси на главах». Пение тропарей «Исаие, ликуй» на 5 глас (ирмологический напев). Пение Многолетия.

Раздел XV: Некоторые песнопения периода пения Триоди (6 часов)

Тема 29: Некоторые песнопения Литургии святителя Василия Великого (3 часа)

Пение «Милость мира» знаменного роспева. Пение «О Тебе радуется» греческого роспева.

Тема 30: Некоторые песнопения пасхального богослужения (3 часа)

Тропарь, кондак Пасхи. Задостойник Пасхи (напев Валаамского монастыря в гармонизации Балакирева). Пение ирмосов канона Пасхи.

Раздел XVI: Повторение и систематизация пройденного материала. Подготовка к комплексному экзамену (11 часов)

Повторение гласов в порядке нумерации. Выполнение на уроках устных и письменных заданий по положению на заданный напев богослужебных текстов. Игра на фортепиано образцов гласов, а также неизменяемых песнопений вечерни, утрени и Литургии. Упражнение на учебных занятиях и самостоятельно в составлении определенных частей богослужебных последований и исполнение входящих в эти части песнопений певчески и на фортепиано. Индивидуальная проверка преподавателем знаний и практических навыков учащихся.

Раздел XVII: Комплексный зачет по материалу всего года (4 часа)

Зачет проводится педагогом в трех формах: выполнение группой учащихся письменного задания, исполнение каждым учащимся заданных песнопений на фортепиано и выполнение каждым учащимся комплексного задания по составлению и исполнению данной части богослужения. Письменное задание включает положение на тот или иной глас или напев задаваемых преподавателем текстов песнопений разных жанров и назначения (например: стихиры, ирмоса и прокимна), а также письменное изложение партитур пройденных неизменяемых песнопений в заданных тональности и расположении.

Вторая часть зачета предполагает пение каждым учащимся индивидуально заданного преподавателем богослужебного текста, с игрой партитуры на фортепиано и исполнением певчески одного из голосов партитуры (по желанию преподавателя).

Третья, самая важная часть зачета заключается в применении учащимися полученных знаний и навыков на практике, то есть в составлении заданной части конкретного богослужения и исполнении песнопений и молитвословий, которые включает эта часть. Преподавателем по каждому виду работы учащихся выставляется оценка и выводится общий балл за год обучения.

(Продолжение следует)