Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

Е.Н.Артамонова, Т.Л.Карева

ГАРМОНИЯ

Экспериментальная программа учебного курса для регентских семинарий

Пояснительная записка

Курс гармонии предназначается для подготовки будущих регентов и певчих церковных богослужебных хоров. Курс начинается со второго года обучения после глубокого и всестороннего изучения элементарной теории музыки.

Практическая деятельность регента будет основываться на знаниях произведений русской духовной музыки, отечественной классической и современной музыки, народно-песенного творчества, лучших образцов западноевропейской музыки.

Межпредметные связи курса гармонии многоплановы - это элементарная теория музыки, сольфеджио, история музыки, история русской духовной музыки, церковно-певческий обиход, церковно-певческая литература, хоровой класс, дирижирование, фортепиано.

Цели и задачи курса:

    Цели и задачи курса гармонии состоят в том, чтобы дать студентам:
  • разносторонний теоретический материал, раскрывающий особенности классической гармонии в ее историческом становлении на примерах произведений музыкальной литературы, прежде всего хоровой духовной музыки, хоровых произведений русских композиторов, а также произведений инструментальных жанров по складу близких хоровому четырехголосному изложению;
  • технические приемы голосоведения на образцах-примерах, составляемых преподавателем с соответствующим подробным объяснением;
  • характеристику изучаемых аккордов, их расположений, особенностей фонизма, ладовой функциональности, местоположения в форме;
  • практические навыки и приемы игры гармонических оборотов, каденций, секвенций. Упражнения на фортепиано - наиболее сложный вид упражнений, поэтому необходимо тщательно распределить их порядок в плане возрастания трудностей: рекомендуется выучивать наизусть образцы из двух, трех аккордов, предлагаемые преподавателем в начале изучения каждой темы;
  • навыки гармонизации мелодии в письменных упражнениях, начиная с коротких мелодических фраз-двутактов, образующих гармонический оборот или каденцию, составление диатонических или хроматических секвенций, досочинение в последовательности аккордов четвертого голоса, гармонизацию мелодии в форме предложения или периода, в которой заранее обозначен басовый голос, самостоятельное решение гармонической задачи на мелодию или бас. Письменные упражнения охватывают тематику, включая отклонения и модуляции в тональности диатонического родства.Темы "Альтерация аккордов Д группы", "Постепенные модуляции в тональности недиатонического родства", "Энгармонизм аккордов и энгармонические и внезапные модуляции", "Аккорды мажороминорной системы" изучаются в общем обзорно-аналитическом плане;
  • навыки и приемы гармонического анализа музыкальных произведений. Гармонический анализ данного курса гармонии должен занимать ведущее место. Умение делать целостный анализ произведения или его части формируется постепенно, в несколько этапов: сначала определяются отдельные аккорды, устанавливается их логическая взаимосвязь, функциональные отношения, особенности голосоведения, затем внимание учащихся обращено на особенности гармонического развития, связи с музыкальной формой, тональным развитием в рамках периода. Впоследствии для целостного анализа можно использовать хоровые произведения малых форм и церковные песнопения, в которых устанавливается связь гармонии с мелодией, текстом, ритмом, определяется значение тонального плана, структуры, что в целом ведет к раскрытию художественного замысла.

Конечный результат:

    Студент, прошедший курс гармонии должен:
  • свободно разбираться в музыкальных стилях и складах произведений русской духовной музыки и русской хоровой классики;
  • знать особенности гармонии композиторов русской и западно-европейской школы, духовной хоровой музыки и народной песни;
  • анализировать гармонию, форму, ладовую структуру произведений;
  • определять аккорды, гармонические обороты, отклонения, модуляции, тональный план;
  • понимать значение гармонии в соотношении с другими средствами музыкальной выразительности - мелодией, фактурой, ритмом, темпом;
  • строить на фортепиано отдельные аккорды в различных расположениях, разрешать диссонирующие созвучия, играть образцы гармонических оборотов и каденций в четырехголосном складе;
  • играть секвенции в тесном и широком расположении на основе доминантсептаккорда и его обращений, септаккорда II ступени и его обращений (диатонические и тональные);
  • играть образцы последовательностей с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства;
  • играть сочиненный период в предложенной тональности, гармонизовать мелодию письменно.

Программа учебного курса

Раздел I: Введение.

Предмет гармонии как составная часть музыкально-теоретических дисциплин. Гармония как средство выразительности во взаимодействии с мелодией, ритмом, фактурой, формой. Четырехголосный склад. Роль аккорда в музыкальной ткани. Трезвучие. Три вида расположений аккорда (тесное, широкое, смешанное). Перемещение аккорда.

Раздел II: Функциональная система аккордов.

Функциональная система аккордов. Ладовая основа гармонии. Трезвучие главных ступеней. Гармонический оборот: автентический, плагальный, полный. Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий главных ступеней. Параллельное соединение в церковном многоголосии. Го-ло-со-ве-де-ние. Плавное движение и скачки. Переменные ладовые функции. Кварто-квинтовое, терцовое, секундовое соотношение аккордов. Обороты натурального минора. Гармонические обороты, характерные для русской народной и профессиональной музыки. Гармонизации русских народных песен в творчестве М.Балакирева, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, А.Лядова. Гармонические обороты, характерные для русских духовных песнопений.

Трезвучие VI ступени. Соотношение трезвучия VI ступени с тоникой и субдоминантой. Прерванный оборот и прерванная каденция. Гармонические обороты с трезвучиями VI, III, I, V, II ступеней. Секстаккорд VI ступени в роли тоники с секстой. Квартсекстаккорд VI ступени в проходящем обороте.

Гармонизация мелодии и баса. Функции голосов музыкальной ткани. Анализ мелодической линии. Определение формы мелодии. Каденционные обороты. Значение басового голоса. Гармонизация баса. Гармонизация фригийского оборота в мелодии и басу.

Раздел III: Период. Виды периодов. Каденция.

Период. Виды периодов. Цезура, фраза, мотив. Каденция, ее разновидности. Кадансовый квартсекстаккорд в заключительной каденции. Полный и неполный вид аккорда. Расположение доминантсептаккорда. Перемещение аккорда. Разрешение аккорда.

Аккорды субдоминантовой группы в каденции. Секстаккорд II ступени мажора и минора. Трезвучие II ступени мажора. Субдоминанта с секстой. Квинтсекстаккорд II ступени.

Раздел IV: Секстаккорды и квартсекстаккорды главных ступеней лада.

Секстаккорды и квартсекстаккорды главных ступеней лада. Расположение и удвоения в аккордах. Перемещение секстаккордов. Плавное соединение с тре-зву-чи-ем, соединение со скачками, соединение двух секстаккордов. Скрытые октавы и квинты. Использование секстаккордов при гармонизации мелодии.

Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды. Расположение и удвоение в квартсекстаккордах. Плавное голосоведение при соединении с аккордами тоники и доминанты. Роль проходящих и вспомогательных квартсекстаккордов в форме периода.

Раздел V: Главные септаккорды лада.

Доминантсептаккорд и септаккорды II и VII ступеней. Доминантсептаккорд и его обращения. Приготовление и разрешение септимы в доминантсептаккорде. Доминантсептаккорд и его обращения в автентических и полных оборотах. Проходящий терцквартаккорд. Скачки при разрешении доминантсептаккорда в тонику.

Разновидности доминантсептаккорда. Доминанта с секстой. Доминантсептаккорд с секстой, доминантовый нонаккорд. Особенности использования доминантсептаккорда в церковном многоголосии.

Септаккорд II ступени и его обращения. Расположения аккорда. Полный оборот с септаккордом II ступени в каденции. Плагальный оборот, плагальное дополнение, плагальная каденция с септаккордом II ступени и его обращениями. Гармонический мажор. Проходящие обороты с аккордами II ступени.

Септаккорд VII ступени и его обращения. Септаккорд VII ступени в аутентическом и полном оборотах. Переход аккордов VII ступени в аккорды доминанты и до-ми-нан-тсеп-так-корд. Проходящие обороты с септаккордом VII ступени. Секстаккорд VII ступени. Плагальный оборот с терцквартаккордом VII ступени.

Раздел VI: Побочные септаккорды лада.

Проходящие септимы в побочных септаккордах. Септаккорд IV ступени в пла-галь-ном обороте и в каденции в миноре. Септаккорд I ступени и его обращения после обращений доминантсептаккорда. Обращения септаккорда I ступени при гармонизации нисходящей гаммы. Септаккорд VI ступени в натуральном мажоре и мелодическом миноре при гармонизации восходящего верхнего тетрахорда гаммы в басу. Квинтсекстаккорд и терцквартаккорды VI ступени при гармонизации в мелодии, в аналогичном обороте. Побочные септаккорды лада в диатонической секвенции. Мотив диатонической секвенции. Шаг секвенции. Диатоническая секвенция на основе а) трезвучий, б) трезвучия и септаккорда, в) двух септаккордов, г) двух септаккордов и трезвучия. Устойчивое и неустойчивое окончание мотива секвенции. Соотношение диатонической секвенции и тоники. Септаккарды в церковном многоголосии.

Раздел VII: Альтерация аккордов субдоминантовой группы.

Альтерация ступеней лада в мажоре и миноре. Альтерация в аккордах субдоминантовой группы в каденциях. Приготовление аккордов тоникой, секстаккордами II и IV ступеней, трезвучием VI ступени. Группа аккордов с увеличенной секстой. Аккорды альтерированной субдоминанты в полных, проходящих, плагальных оборотах. Особенности голосоведения альтерированных ступеней. Дезальтерация. Пересечение. Энгармонизм аккордов альтерированной субдоминанты. Секстаккорд II низкой ступени. Аккорды альтерированной субдоминанты в русских духовно-музыкальных произведениях.

Раздел VIII: Отклонения и модуляции в тональности диатонического родства.

Различие отклонений и модуляций в форме. Отклонения и модуляции в рамках периода и за его пределами. Отклонения и модуляции в серединах простых двух-, трехчастных форм, разработках сонатных форм, неустойчивых разделах формы. Гармонические обороты - автентические, полные, плагальные, прерванные в отклонениях. Приемы модуляционных переходов в тональности первой степени родства. Понятие общего и модулирующего аккорда. Характеристика аккордов используемых в качестве общего. Отклонение в тональность общего аккорда. Переходы в то-наль-но-сти доминантового и субдоминантового наклонения.

Раздел IX: Альтерация аккордов доминантовой группы.

Вторая повышенная и пониженная ступени в аккордах доминантовой группы мажора. Трезвучия и септаккорды с альтерацией II ступени лада. Вторая пониженная и четвертая повышенная и пониженная ступени минора. Доминантсептаккорд, доминантовый нонаккорд в мажоре и миноре с альтерацией. Терцквартаккорд VII ступени с пониженной квинтой. Двойные альтерации в аккордах.

Раздел X: Модуляции в тональности недиатонического родства.

Степени родства тональностей. Виды модуляционных переходов. Постепенная модуляция, модуляции через минорную субдоминанту мажора и мажорную доминанту минора. Ускоренный вариант постепенной модуляции. Внезапные, энгармонические модуляции. Степень удаленности тональностей. Модуляции в далекие тональности в музыкальной форме. Использование постепенных и внезапных модуляций внутри темы, в неустойчивых разделах формы. Гармонические обороты, применяемые для модуляций в тональности недиатонического родства.

Раздел XI: Аккорды мажоро-минорной системы.

Историческое становление аккордов мажоро-минора. Трезвучие VI низкой ступени. Разновидности мажоро-минорных систем. Параллельный мажоро-минор. Переменные ладовые функции в условиях мажоро-минора. Секвенции в системе мажоро-минора. Отклонения и модуляции в тональности мажоро-минора.

Раздел XII: Неаккордовые звуки.

Виды неаккордовых звуков. Приготовленные задержания в одном или нескольких голосах. Приготовление и разрешение задержаний. Проходящие и вспомогательные звуки в одном или нескольких голосах. Диатонические и хроматические проходящие и вспомогательные звуки. Особенности голосоведения при использовании проходящих и вспомогательных звуков. Подъем. Мелодическая фигурация с использованием неаккордовых звуков. Особые виды разрешения неаккордо-вых звуков. Скачковые вспомогательные, камбиаты, брошенные неаккордовые звуки. Роль неаккордовых звуков в фактуре музыкального произведения. Неаккордовые звуки в церковном многоголосии.

Раздел XIII: Повторение пройденного курса.

Основные типы занятий для работы на фортепиано:

  1. построение аккордов в тональности или от звука с последующим раз-ре-ше-ни-ем диссонирующих созвучий;
  2. построение гармонических оборотов в тесном и широком расположениях: автентических, плагальных, вспомогательных, проходящих, прерванных, каденций половинных и заключительных;
  3. игра секвенций;
  4. игра построений с отклонениями и модуляциями;
  5. гармонизация мелодии в форме предложения или периода.

Все упражнения должны быть ритмически оформленными.

Материал для гармонического анализа

  1. Бах И.С. ХТК. Т. I. Прелюдия (С-dur), прелюдия (b-moll). Любое издание.
  2. Бетховен Л. Сонаты № 5, 7-10. Любое издание.
  3. Бортнянский Д.С. Тридцать пять концертов для хора. М., 1995. (№№ 10, 25, 35).
  4. Кюи Ц. "Задремали волны..." Любое издание.
  5. Мясников Ф. "Свете тихий…"//Всенощное бдение/Сост. Л.Л.Лобыкин. Сб. 2. М., 2000. С. 16.
  6. На Божественной Литургии/Сост. Л.Л.Лобыкин. Сб. 1. М., 1992. (№№ 1, 6, 29, 37, 39).
  7. Песнопения Постной Триоди/Под ред. Е.С.Азеева. М., 1999. (№№ 4, 12, 13, 24, 28, 30, 34, 40, 42, 50).
  8. Танеев С.И. "Иоанн Дамаскин". Ч. I и II. Любое издание.
  9. Церковные хоры/Сост. А.В.Касторский. Ч. II. СПб., 1914, репр. изд. М., 1998. (№№ 2, 12, 14, 16, 27, 29, 30, 53).
  10. Чайковский П.И. Времена года. Любое издание. (№№ 1, 3-8, 10, 11).
  11. Чайковский П.И. Детский альбом. Любое издание. (№№ 1, 24).
  12. Чайковский П.И. Песни для детей. Любое издание. (№ 5).
  13. Чесноков П.Г. "Теплится зорька…" (Op. 44, № 6).

Литература

  1. Аренский А. Сборник задач для практического изучения гармонии. М., 1965.
  2. Дубовский И., Евсеев С., Соколов С., Способин И. Учебник гармонии. М., 1985.
  3. Моллер Т. Гармония. М., 1976.
  4. Мутли А. Сборник задач по гармонии. М., 1986.
  5. Мясоедов А. Гармония. Учебник для регентов. М., 1999.
  6. Мясоедов А. Задачи по гармонии. М., 1983.
  7. Мясоедов А. О гармонии русской музыки (Корни национальной специфики). М., 1998.
  8. Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. М., 1978.
  9. Способин И. Лекции по курсу гармонии. М., 1969.
  10. Степанов А. Гармония. М., 1971.
  11. Тюлин Ю. Краткий теоретический курс гармонии. М., 1978.
  12. Холопов Ю. Гармония. М., 1988.