Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

Священник Андрей Нефедов

ДИРИЖИРОВАНИЕ

Программа учебного курса для регентских семинарий

Пояснительная записка

Предмет "Дирижирование" в регентской семинарии является составной частью профессиональной подготовки учащихся регентского отделения по специальности "Регент церковного богослужебного хора" и предусматривает развитие знаний и навыков в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущих специалистов в области регентского дела.

    Цели и задачи курса:
  • развитие внутреннего слышания хоровой партитуры;
  • развитие способности применять теоретические знания в связи с исполняемыми хоровыми произведениями;
  • овладение основами техники дирижирования: ориентация в основных дирижерских схемах, понимание принципов применения дирижерских схем в управлении исполнением песнопений, включающих речитатив-"читок", и сочинений церковных композиторов, написанных без указания размера;
  • развитие умения проникнуть во внутреннюю суть песнопения и определить вытекающие из нее технические и стилевые особенности исполнения;
  • формирование способности выразить свое понимание песнопения как устно, так и письменно в виде аннотации или реферата;
  • овладение навыками самостоятельной работы над партитурой;
  • ознакомление с методическими основами работы с хором;
  • развитие умения реализовывать в практической работе с хором теоретические знания и исполнительские навыки, полученные на занятиях по данному предмету.

Содержание и структура курса. Предмет "Дирижирование" включает в себя условно-исполнительские виды деятельности (игра партитуры и дирижирование) и музыкально-теоретическую подготовку (многосторонний анализ партитуры, пение голосов партитуры по нотам и наизусть, изучение творчества композитора или музыкального содержания группы песнопений, к которым относится изучаемое песнопение).

Индивидуальное планирование занятий в рамках программы осуществляется в зависимости от уровня музыкально-теоретических знаний и природных музыкальных и иных способностей учащегося. На первом, начальном этапе обучения в качестве репертуара используются несложные светские хоровые произведения, в том числе партитуры с сопровождением фортепиано. В дальнейшем, по мере профессионального развития учащегося, в его индивидуальный план включаются церковные песнопения, начиная от двухголосных партитур для однородного хора. На втором и третьем году обучения основу репертуара составляют церковные песнопения, подобранные в соответствии с осваиваемыми техническими трудностями. Так для овладения умением дирижировать в несимметричных и переменных размерах подбираются песнопения древних роспевов в гармонизациях и переложениях, а также обиходные песнопения, содержащие речитативный элемент; для развития способности осмысления крупных музыкальных построений могут быть использованы партитуры на такие богослужебные тексты, как Воскресные тропари по Непорочных, Великое славословие, Херувимская песнь, Предначинательный псалом и др.

Формирование у учащегося способности к детальному анализу партитуры и умения последовательно и ясно излагать свои мысли осуществляется в таком виде работы как аннотация.

АННОТАЦИЯ может быть устной или письменной, краткой и развернутой. В ней излагаются основные стороны анализа партитуры и содержатся элементы самостоятельных суждений, обобщений, выводы.

Аннотация может быть написана примерно по такому плану:

  1. Общие сведенияо песнопении.
    1. Сведения об авторе музыки: краткое описание жизненного пути, подробное описание церковно-хорового творчества; подробное описание дипломного произведения (когда и где написано, что явилось побудительной причиной к написанию, входит ли данное произведение в какой-либо цикл и т.д.). Если разбирается гармонизация роспева, то необходимо сказать о данном роспеве, его истории, способах записи, истории его гармонизаций.
    2. Сведения о богослужебном тексте. Точный перевод на русский язык, святоотеческое толкование данного текста и его смысл; история создания текста (если известен автор текста, то сказать об эпохе, в которую он жил, его житии, песнотворчестве), богослужебное использование текста.

  2. Музыкально-теоретический разбор
    1. Форма произведения (определение, количество частей, их структура, деление на периоды, предложения, фразы, разбор каденций).
    2. Тональный план.
    3. Гармонический анализ (особенности гармонического языка).
    4. Склад изложения.
    5. Темп, агогика.
    6. Нюансы (связь меры нюансировки со стилем эпохи).

  3. Вокально-хоровой анализ
    1. Тип и вид хора, для которого написано произведение.
    2. Диапазоны (по партиям и общехоровой) и тесситура.
    3. Интонирование: анализ интонационных трудностей горизонтального и вертикального строя (хроматизмы, интонирование ступеней в ладу, увеличенные и уменьшенные интервалы, сложные в интонационном отношении аккорды) и пути преодоления этих трудностей.
    4. Анализ вокальных трудностей (скачки, выдержанные ноты (в том числе и в высокой тесситуре), исполнение крайних звуков диапазона, штрихи), дикция и орфоэпия. Пути преодоления вокальных трудностей в свете техники сильного импеданса.
    5. Дыхание (цепное, общехоровое, частное).
    6. Ансамбль метро-ритмический (анализ ритмических трудностей), темповый, дикционный, тембровый, динамический. Пути достижения ансамбля при исполнении разбираемой партитуры.

  4. Музыкально-художественный и богослужебно-смысловой план исполнения произведения. Регентские и дирижерские задачи
    1. Репетиционный процесс: техническая и смысловая сторона, методы работы с хором над разбираемой партитурой.
    2. Исполнительский процесс: дирижирование, управление звучанием, цель исполнения произведения, выражение регентом и певцами определенного понимания смысла исполняемого и переживания "духа" песнопения.

Предмет "Дирижирование" непосредственным образом связан с практикой работы с хором. Постоянная ориентация на активную творческую подготовку является важнейшей задачей профессионального образования регента. Со второго полугодия первого года обучения учащиеся регентского отделения привлекаются к практической работе с курсовым хором. В программе второго года обучения предусмотрена более продолжительная практическая работа со всем составом учебного хора. На заключительном курсе учащиеся-дипломники готовят с учебным хором концертную программу, состоящую из двух песнопений, и проводят репетиции по подготовке дипломного богослужения. Кроме этого, учащиеся заключительного курса регентского отделения в течение всего учебного года осуществляют постоянную хормейстерскую работу в вокальных ансамблях (трио, квартетах), в которых самостоятельно организуют работу по подготовке и проведению вседневных богослужений. Защита квалификации "Регент церковного богослужебного хора" осуществляется в три этапа: проведение дипломного богослужения, дирижирование концертной программой на квалификационном экзамене с последующим показом хормейстерской работы и защита дипломной аннотации на одно из дипломных песнопений.

Программа по дирижированию предусматривает включение в индивидуальный план учащегося хоровых произведений, необходимых в практике работы с хором. Выбор произведений (песнопений) обусловлен типом, видом, вокально-хоровыми и техническими возможностями коллектива учебного хора и согласовывается с творческими возможностями учащегося. При прохождении означенных произведений (песнопений) в классе на первое место выступают такие качества обучения регента как развитие инициативы и самостоятельности музыкального мышления, развитие способности к самоанализу, внедрение понимания возможности корректировки технических приемов дирижирования в связи с реальным хоровым звучанием.

Учащийся-выпускник, завершая курс обучения по предмету "Дирижирование" должен иметь следующие навыки:

  • владение техникой дирижирования в объеме, предусмотренном данной программой;
  • умение самостоятельно осмыслить партитуру;
  • умение спланировать репетиционную работу в хоре;
  • осуществление своего замысла в регентской практике на достойном профессиональном уровне.

Распределение материала по курсам и экзаменационные требования

I год обучения

  • Введение:
    • техника дирижирования и ее значение для регента;
    • технические средства дирижирования (дирижерский аппарат);
    • основная позиция дирижера (постановка корпуса, рук, головы);
    • основные принципы и характер дирижерских движений: экономность, целесообразность, точность, ритмичность и др. Масштаб дирижерских движений при средних динамических и темповых показателях.
  • Метрономирование (тактирование):
    • структура движения доли в схемах дирижирования;
    • фиксация граней основных долей такта.
  • Изучение приема вступления и окончания:
    • три момента вступления: внимание, дыхание, вступление;
    • ауфтакт;
    • прием окончания ("снятия"): подготовка его и само окончание ("снятие").
  • Дирижирование в размерах 3/4, 4/4, 2/4 в умеренном и умеренно-скором темпах, при звуковедении legato и динамике mezzo forte, forte и piano; вступление на различные доли такта.
  • Показ вступления после основной метрической доли такта в среднем движении (так называемое дробленое вступление).
  • Ферматы, их значение и приемы исполнения:
    • снимаемая фермата в начале, середине и конце произведения;
    • фермата на паузе в середине произведения и приемы ее исполнения.
  • Паузы и цезуры между фразами.
  • Самостоятельная роль левой руки в показе выдержанных звуков.
  • Основные приемы и методы работы над произведениями.
  • Первоначальные навыки работы с камертоном.

За время первого года обучения учащийся должен пройти 10-12 произведений, в том числе 2-4 песнопения для однородного трехголосного хора небольшого объема и невысокой технической сложности.

Приобретение начальных навыков в работе с учебным хором (второй семестр).

    На экзамене в конце 2 семестра учащийся должен:
  • исполнить на фортепиано одно из приготовленных для дирижирования на экзамене песнопений;
  • продирижировать два произведения (песнопение и произведение с сопровождением);
  • пропеть со словами по заданию комиссии наизусть любой голос дирижируемых произведений, тактируя одновременно правой рукой, и ответить на вопросы, касающиеся анализа исполнявшихся произведений.

Примерные экзаменационные программы

    I
  1. Бортнянский Д. "Архангельский глас…"
  2. Чайковский П. Хор "Пойду ль, выйду ль я" из оперы "Чародейка"
    II
  1. Макаров. "Ангел вопияше…" (без "Светися…")
  2. Чесноков П. "Солнце, солнце встает…"

II год обучения

  • Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования, приобретенных учащимися в I год обучения.
  • Продолжение работы над самостоятельностью функций правой и левой руки в показе вступлений разных голосов, динамики и т.д.
  • Работа над показом legato в умеренном и медленном темпах, при средней силе звучания.
  • Дирижирование в размерах 6/8, 6/4 по шестидольной и двухдольной схемам в относительно несложных по хоровой фактуре и художественным задачам произведениях. Дирижирование в размерах 4/4 (alla breve), 3/2, 4/2, в простейших переменных размерах.
  • Неснимаемая фермата, приемы ее исполнения.
  • Динамика. Crescendo и diminuendo.
  • Синкопы, акценты (второе полугодие).
  • Приемы дирижирования речитатива-"читок".
  • Совершенствование навыков в работе с учебным хором.

За время II года обучения учащийся должен пройти 10-12 произведений, в том числе 6-8 песнопений для четырехголосного однородного и смешанного хора разного богослужебного использования.

    На экзамене в конце 4 семестра учащийся должен:
  • выполнить требования переводных экзаменов первого года обучения;
  • петь аккорды по вертикали (в подготовленном для дирижирования песнопении — наизусть);
  • представить на дирижируемое песнопение письменную аннотацию.

Примерные экзаменационные программы

    I
  1. "Взбранной Воеводе…". Греческий роспев в гармонизации диакона С.Трубачева
  2. Рубинштейн А. Хор "Ноченька"
    II
  1. Протоиерей Д.Аллеманов. "Во пророцех…" (стихира на литии Пятидесятницы)
  2. Шуман Р. "Лотос". Переложение для женского хора Е.Красотиной

III год обучения

  • Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования, приобретенных в течение предыдущих лет обучения.
  • Дирижирование в размерах 5/8 и 5/4 в быстром движении по двухдольной схеме (2+3 и 3+2).
  • Дирижирование в размере 5/4 по пятидольной схеме (3+2 и 2+3).
  • Дробление основной метрической единицы в размерах 4/4, 3/4 и 2/4 в медленном движении.
  • Приемы дирижирования полифонических произведений.
  • Дирижирование в размере 7/4 (или 7/8) по семидольной схеме.
  • Дирижирование в размере 12/4 (или 12/8) по четырехдольной схеме.
  • Дирижирование произведений с чередованием простых и сложных размеров.

За время третьего года обучения учащийся должен пройти 6 произведений (кроме подготавливаемых к квалификационному экзамену), в том числе произведение с сопровождением крупной формы (номер из кантаты, оратории, мессы).

    На экзамене по окончании V семестра учащийся должен:
  • исполнить на фортепиано одну из парититур, подготавливаемых к квалификационному экзамену;
  • продирижировать два произведения — песнопение из дипломной программы и произведение с сопровождением крупной формы;
  • выполнить требования переводных экзаменов предыдущих лет обучения;
  • представить черновой вариант дипломной аннотации на одно из песнопений дипломной программы.

Примерные экзаменационные программы

    I
  1. Воскресные тропари по Непорочных "Ангельский собор". Малый знаменный роспев в изложении П.Чеснокова.
  2. Гайдн Й. "Agnus Dei" из Harmonie-мессы.
    II
  1. Кастальский А. "Христос Воскресе".
  2. Прокофьев С. Кантата "Александр Невский". №2: "Песнь об Александре Невском".
    На квалификационном экзамене по дирижированию хором учащийся должен:
  • исполнить (продирижировать) с учебным хором два песнопения (одно из них осмогласной основы, содержащее речитатив-читок (стихира на подобен, древние роспевы или их обработки, переложения); второе — сочинение церковного композитора на богослужебный текст);
  • показать репетицию — процесс работы (15-20 минут) над незнакомым хору песнопением.

Все выпускники работают с хором одинаковое количество часов, которое расчитывается в зависимости от числа оканчивающих. Обеспечение хора нотами возлагается на учащегося-выпускника.

Предусмотренный экзаменационными требованиями показ 15-20-минутной репетиции проводится после первой, концертной части экзамена. Песнопения, предназначенные для второй части экзамена подбираются небольшого объема исходя из типа и состава учебного хора и индивидуальных данных выпускника. В процессе показательной репетиции выпускник должен исполнить начальный фрагмент партитуры на фортепиано, разобрать с хором нотный и словесный текст и добиться простейшей фразировки в исполнении. Кроме того, выпускник должен быть подготовлен к ответу на вопросы квалификационной комиссии, касающиеся анализа разучиваемой партитуры.

Примерные программы Квалификационного экзамена

    I
  1. "От юности моея…" (степенный антифон 4 гласа). Напев Троице-Сергиевой Лавры
  2. Бортнянский Д. Концерт для хора №3. Часть I: "Господи, силою Твоею возвеселится царь…"
    II
  1. "Воскресение Христово видевше…". Киевский роспев в гармонизации П.Чеснокова
  2. Протоиерей А.Правдолюбов. "Свете тихий…"
    III
  1. "Хвалите Имя Господне…". Киевский роспев в гармонизации А.Кастальского
  2. Ледковский Б. Экзапостиларий Святой Пасхи
    IV
  1. "Богородице Дево…" Греческий роспев в изложении В.Касторского
  2. Протоиерей Д.Аллеманов. "Хвалите Имя Господне…"
    V
  1. "Кресту Твоему". Знаменный роспев в изложении А.Кастальского
  2. Священник В.Зиновьев. Тропарь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
    VI
  1. "Ныне отпущаеши…". Демественное в гармонизации А.Кастальского (в изложении архимандрита Матфея (Мормыля))
  2. Динев П. "Достойно есть"
    VII
  1. "Плен Сионь…" (степенный антифон 7 гласа). Напев Большого Московского Успенского Собора в гармонизации Н.С.Данилова (в изложении архимандрита Матфея (Мормыля))
  2. Диакон С.Трубачев. "Богородице Дево…"

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СБОРНИКИ

  1. Библиотека хормейстера. Вып. 40. М., 1976.
  2. Библиотека хормейстера. Вып. 42. М., 1977.
  3. Библиотека хормейстера. Вып. 43. М., 1978.
  4. Библиотека хормейстера. Вып. 45. М., 1980.
  5. Библиотека хормейстера. Вып. 47. М., 1982.
  6. Библиотека хормейстера. Вып. 50. М., 1985.
  7. "Благослови, душе моя, Господа.." песнопения всенощного бдения / Сост. А.Ратников, Л. Боровлева, И.Соловьев. М., 1995.
  8. Божественная Литургия для смешанного хора. Ред. Г.Н.Лапаев. М.: Живоносный источник, 2000.
  9. Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999.
  10. Всенощное бдение. Сочинения и переложения разных авторов в аранжировке для женского хора и редакции Е.С.Азеева. М.: Живоносный источник, 1999.
  11. Годичный круг православных богослужений. Собрание в 20 томах. Воронеж, 1991.
  12. Глинка М. Избранные произведения для хора. М., 1968.
  13. Глиэр Р. Избранные хоры для детей / Сост. А.Луканин. М., 1960.
  14. Даргомыжский А. Петербургские серенады. М., 1983.
  15. Достойно есть. О Тебе радуется. М.: Живоносный источник, 1999.
  16. Иоанафан (Елецких), архиепископ. Избранные сочинения и переложения для небольшого смешанного хора. М.: Живоносный источник, 1997.
  17. Курс чтения хоровых партитур / Сост. И.Полтавцев, М.Светозарова. М., 1964. Ч.I.
  18. Курс чтения хоровых партитур / Сост. И.Полтавцев, М.Светозарова. М., 1962. Ч.II.
  19. Лядов А. Десять переложений из обихода. Ор.61. М., 1992.
  20. Нотный сборник Православного русского церковного пения. Том I: Божественная Литургия. Лондон, 1962.
  21. Нотный сборник Православного русского церковного пения. Том II: Всенощное бдение. Лондон, 1962.
  22. Парфений, иеромонах. Литургия Преждеосвященных Даров. По напеву Киево-Печерской Лавры. Тверь, 1991.
  23. Песнопения Божественной Литургии для смешанного хора / Ред. Г.Н.Лапаев. М.: Живоносный источник, 1998.
  24. Постная Триодь. Сборник духовно-музыкальных песнопений разных авторов для трех и четырех мужских голосов под редакцией Е.С.Азеева. М., Живоносный источник, 1999.
  25. Причастный стих / Сост. Е.Кустовский. М.: Живоносный источник, 1998.
  26. Римский-Корсаков Н. Хоры из опер. Вып. 3 / Сост. В.Копылова. М., 1989.
  27. Соколов В. "Пойду ль я, выйду ль я". Обработки русских народных песен. М., 1985.
  28. "Хвалите Имя Господне…" песнопения всенощного бдения / Сост. А.Ратников, Л. Боровлева, И.Соловьев. М., 1995.
  29. Хоры зарубежных композиторов / Сост. Б.Куликов. М., 1974.
  30. Хрестоматия по дирижированию хором. / Сост. Е.Красотина, К.Рюмина, Ю.Левит. М., 1979. Ч. 1.
  31. Хрестоматия по дирижированию хором. / Сост. Е.Красотина, К.Рюмина, Ю.Левит. М., 1980. Ч. 2.
  32. Хрестоматия по дирижированию хором. / Сост. Е.Красотина, К.Рюмина, Ю.Левит. М., 1981. Ч. 3
  33. Хрестоматия по дирижированию хором / Сост. Е.Красотина, К.Рюмина, Ю.Левит. М., 1982. Ч. 4.
  34. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып. 1 / Сост. К.Птица, Б.Куликов. М., 1969.
  35. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / Сост. Н.Шелков. Л., 1963.
  36. Чесноков П. Литургия св. Иоанна Златоуста. Ор. 42. М., 1992.
  37. Чесноков П. Произведения для женского хора в сопровождении фортепиано / Сост. Н.Лебедева. М., 1985.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. М., 1957.
  2. Краснощеков В. Вопросы хороведения. М., 1969.
  3. Ольхов К. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. Л., 1979.
  4. Пигров К. Руководство хором. М., 1964.
  5. Правдолюбов Анатолий, протоиерей. Наставления регенту-любителю. Рукопись.
  6. Соколов В. Работа с хором. М., 1967.
  7. Чесноков П. Записки регента. Рукопись.
  8. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1940.