Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

Священник Андрей Нефедов

ХОРОВЕДЕНИЕ

Программа учебного курса для регентских семинарий

Пояснительная записка

Предмет "Хороведение" в регентской семинарии является составной частью профессиональной подготовки учащихся и предусматривает усвоение знаний и навыков в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущих специалистов в области церковного пения. Курс "Хороведение" опирается на научную систему, заложенную П.Г.Чесноковым и разработанную другими деятелями хорового искусства (такими как К.К.Пигров, К.Ольхов и др.) и разделен, с учетом специфики регентского и церковно-певческого образования, на три основные части: историческую, теоретическую и специальную. Первая часть курса излагает историю хорового исполнительства, разделенную на периоды: древний, античный, средневековье, эпоха Возрождения, эпоха Нового времени (стили в искусстве: барокко, классицизм, романтизм; хоровое искусство XX века). История отечественного хорового искусства выделена в особый раздел, на который следует выделять достаточное учебное время в связи с необходимостью более детального изучения этого раздела. История хорового искусства на Руси разделена, в свою очередь, на три отделения: период до 1917 года, период с 1917 по 1988 годы и современный период. Во второй части курса преподаются классические разделы хороведения (такие как ансамбль, строй, устройство голосового аппарата и др.). В третьей части излагается материал, непосредственно отражающий специфику церковного богослужебного хора в сравнении последнего с академическим светским хоровым коллективом.

Лекционные занятия соединяются с семинарскими по мере прохождения законченных разделов тем. По окончании изучения частей программы педагогом проводятся контрольные мероприятия. Учебное время для прохождения той или иной темы преподаватель определяет самостоятельно, учитывая уровень интеллектуального и художественного развития учащихся. При дефиците учебного времени возможно некоторое сокращение первой части программы за счет истории западного хорового искусства, которая дается в этом случае предельно кратко и схематично.

    Цели и задачи курса:
  • усвоение учащимися теоретических знаний и практических навыков, непосредственно связанных с искусством хорового пения;
  • ознакомление учащихся с историей хорового исполнительства от самого его зарождения до наших дней, отдельным разделом которой является история хорового искусства на Руси как история церковного богослужебного пения;
  • овладение учащимися навыками работы в хоровом коллективе невысокого уровня музыкальной подготовки;
  • усвоение учащимися главных принципов самостоятельной работы над хоровой партитурой, развитие умения анализировать партитуру, усвоение принципов построения репетиционной работы.

Программа учебного курса

I. Историческая часть.

  • история возникновения профессионального хорового искусства: древний мир, античность (античный театр, этимология слова "хор", тип и роль хора в древнегреческой и древнеримской трагедии);
  • хоровое искусство периода средневековья: воцерковление античной хоровой культуры, формирование системы осмогласия на Востоке и Западе, дальнейшее ее развитие, Cantus firmus и зарождение искусства полифонии, использование ладовой системы в развитии осмогласия на Востоке;
  • хоровая культура в эпоху Возрождения, характеристика эпохи, развитие искусства полифонии строгого письма, национальные школы, основные хоровые жанры, выдающиеся хоровые коллективы эпохи и виднейшие мастера-композиторы, значение культуры Возрождения для дальнейшего развития хорового искусства Европы;
  • профессиональное хоровое искусство периодов барокко и классицизма;
  • профессиональная хоровая культура XIX и XX веков;
  • история хорового пения на Руси: древнейший период, зарождение профессионального хорового искусства;
  • первые профессиональные коллективы, Государевы певчие дьяки и Патриаршие певчие дьяки, судьба этих певческих корпораций;
  • реформы Петра I: Императорская придворно-певческая капелла и Синодальный хор, влияние приглашенных итальянских мастеров, хоры в операх;
  • Дм.С.Бортнянский и его реформа в Придворной капелле, Глуховская школа церковного пения, певческое образование в Санкт-Петербурге и Москве;
  • Московское синодальное училище церковного пения;
  • светское профессиональное хоровое искусство в период с XIX по начало XX в., частные хоры, просветительское движение 60-х годов, Бесплатная музыкальная школа, Русское хоровое общество, выдающиеся композиторы и хоровые дирижеры;
  • состояние церковных хоров в первые 15 лет XX века, регентские съезды, летние курсы по подготовке регентов;
  • хоровая культура в советский период: судьба старейших певческих коллективов, профессиональные хоровые коллективы, организованные в Советском Союзе (Государственный русский хор СССР имени Свешникова, Большой хор гостелерадио, Республиканская государственная хоровая капелла имени Юрлова, Ансамбль песни и пляски имени Александрова и другие), выдающиеся хоровые дирижеры и педагоги-хормейстеры, дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории;
  • современное состояние отечественного профессионального светского хорового искусства: средние и высшие учебные заведения, основные хоровые коллективы, виднейшие хоровые дирижеры;
  • церковные хоры и выдающиеся регенты современности, характеристика современного церковно-певческого и регентского образования.

II. Теоретическая часть.

  • введение, определения понятия "хор"; типы, виды и составы хоров, формы хорового исполнительства и выдающиеся коллективы, представляющие эти формы, разделы курса хороведения;
  • строение голосового аппарата, 2 теории звукообразования, теория рупора, техника сильного импеданса, виды певческого дыхания, парадоксальное дыхание, вопросы вокальной культуры.
  • типы сольных певческих голосов, принципы определения певческого голоса, комплектование хоровых партий, "вокальный оркестр", "вокальная оркестровка";
  • строй хора: историческая ретроспектива видов строя, зонно-темперированный строй, принципы интонирования (система П.Г.Чеснокова и К.К.Пигрова), горизонтальный и вертикальный строй, ладовые тяготения, интонация как эмоционально-выразительная составляющая исполнительской техники певца;
  • ансамбль хора: определение и виды (метро-ритмический, темповый, агогический, динамический, тембровый, дикционный, художественный), способы достижения ансамбля в практической работе;
  • работа дирижера над хоровой партитурой, репетиционный процесс, исполнительский процесс, дирижерская техника как средство управления хоровой звучностью, исполнительский интерпретационный план произведения;
  • организация работы хорового коллектива, вопросы комплектования, содержания и обучения коллектива, репертуар, концерты и выступления, отчетность.

III. Специальная часть.

  • церковный богослужебный хор: цели, задачи, призвание, служение;
  • специфика служения регента и певчих, корректировка технических задач коллектива исходя из специфики;
  • вопросы обучения певцов;
  • требования, предъявляемые к участникам и руководителю церковного богослужебного хора;
  • репертуар, принципы его формирования.

Конечный результат:

    По окончании прохождения данного курса учащиеся должны показать:
  • ориентацию в истории хорового исполнительства, в особенности в истории хорового дела на Руси;
  • знание всех основных элементов хорового звучания и путей их достижения;
  • обладание практическим навыком анализа хоровой партитуры;
  • ясное представление о строении голосового аппарата и принципах его работы (а также о принципах определения певческого голоса);
  • знание принципов организации хора, методов организационной, репетиционной и педагогической работы в коллективе;
  • понимание специфики существования и деятельности церковного богослужебного хора.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Гарднер И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. I, II. Сергиев Посад, 1998.
  2. Герцман А . Музыкальное искусство Древней Греции и Рима. М., 1997.
  3. Дмитриевский Г. Хороведение и управление хором. М., 1957.
  4. Живов В. Теория хорового исполнительства. М., 1998.
  5. Искусство хорового пения. М., 1963.
  6. Краснощеков В. Вопросы хороведения. М., 1969.
  7. Матфей (Мормыль), архимандрит. На чужом основании никогда ничего не строил...// Московская регентско-певческая семинария. Сборник материалов 1998-1999. М., 2000. С. 66-91.
  8. Металлов Василий, протоиерей. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем. М., 1911.
  9. Музыка: Большой энциклопедический словарь. Ред. Г.В.Келдыш. М., 1998.
  10. О церковном пении. Сборник статей. М., 1997.
  11. Ольхов К. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. Л., 1979.
  12. Пигров К.К. Работа в хоре. М., 1964.
  13. Правдолюбов Анатолий, протоиерей. Из бесед о музыке//Музыкальная академия. 1999. №2. С. 60-61.
  14. Правдолюбов Анатолий, протоиерей. Жизненные правила для регента-любителя// Музыкальная академия. 1999. №2. С. 55-56.
  15. Работа в хоре. Сборник статей. М.:Профиздат, 1960.
  16. Работа с хором. Методика, опыт / Сост. Б.Тевлин. М.: Профиздат, 1972.
  17. Работа хормейстера в детском хоре. Сборник научно-методических статей. М., 1992.
  18. Русская духовная музыка в документах и материалах. Том I: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма/ Сост. Н.Зверева, А.Наумов, М.Рахманова. М., 1998.
  19. Чесноков П. Записки регента. Рукопись.
  20. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1940.