Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

Священник Андрей Нефедов

ХОРОВОЙ КЛАСС

Программа учебного курса для регентских семинарий

Пояснительная записка

«Хоровой класс» в Регентской семинарии занимает центральное место в профессиональной подготовке учащихся и предусматривает развитие навыков в объеме, необходимом для профессиональной практической и педагогической деятельности будущих регентов и певчих церковных богослужебных хоров, преподавателей церковного и хорового пения в воскресных и церковно-приходских школах. Исходя из задач хорового класса формируются требования по другим учебным дисциплинам музыкального цикла.

    Цели курса:
  • воспитание учащихся в духе традиций православного церковного богослужебного пения через созидание в рамках хорового класса церковного богослужебного хора, осуществляющего постоянную работу по подготовке и проведению богослужений под управлением руководителя хорового класса и учащихся старших курсов регентского отделения;
  • воспитание и обучение студентов регентского отделения профессиональным навыкам по управлению хором посредством практической работы с коллективом учебного хора;
    Задачи курса:
  • овладение учащимися навыками хорового пения a cappella с опорой на принципы вокального интонирования, сформулированные П.Г.Чесноковым и К.К.Пигровым (так называемый "чистый строй");
  • овладение учащимися навыками ансамблевого хорового исполнительства;
  • овладение особой манерой подачи текста при исполнении песнопений, включающих речитативный элемент ("читок");
  • развитие навыков стилистического анализа партитуры (умения правильно определить стиль, к которому относится конкретное песнопение (или хоровое светское сочинение), и, в связи с результатом, выбрать соответствующую манеру исполнения);
  • расширение музыкального кругозора, ознакомление учащихся с богатейшей церковно-певческой традицией (начиная с образцов древних роспевов и заканчивая авторскими сочинениями композиторов на духовные и богослужебные тексты);
  • развитие у учащихся умения реализовывать свои теоретические знания, а также приобретенные умения и навыки в практической работе хора.

Принципы построения. Навыки хорового церковного пения, необходимые для образования грамотного церковного певчего и регента, приобретаются учащимися только через непосредственное участие в постоянно проводимой работе хорового класса, строящейся на разучивании и богослужебном и концертном исполнении определенных хоровых и ансамблевых духовно-музыкальных произведений.

Решающее значение для приобретения учащимися вокально-хоровых навыков ансамбля (его видов - ритмического, темпового, динамического, тембрового, дикционного как внутри хоровой партии, так и между всеми партиями хора, а при наличии аккомпанемента (или солиста) - ритмического, темпового и динамического видов ансамбля хора и аккомпанемента), строя (умения чисто интонировать, удерживать исходную тональность, умения интонационно "пристраиваться" к другим певцам, составляющим хоровую партию, умения слышать и при пении правильно интонационно "выстраивать" интервалы и аккорды, возникающие в одновременном звучании нескольких или всех партий хора), хорового ансамблевого исполнительства (умения читать и практически грамотно исполнять все динамические, гармонические, касающиеся штрихов и способов подачи звука замечания в нотном тексте, владения "цепным" дыханием, умения различать разнообразные стилевые особенности конкретного музыкального произведения и при исполнении последнего выполнять связанные с данным стилем художественные приемы и др.) имеет репетиционный процесс, т.к. именно на репетициях, в процессе технической и творческой работы учащиеся постепенно овладевают необходимыми навыками и совершенствуют их постоянным применением в работе над репертуаром.

Важнейшую роль в формировании певца церковного богослужебного хора и, тем более, регента играет работа с коллективом учебного хора руководителя хорового класса, наблюдая за которой будущие специалисты получают практические уроки регентского мастерства. Постоянная работа руководителя определяет развитие коллектива учебного хора и формирует технические и художественные параметры исполнительского стиля, представляемого коллективом.

    Работа руководителя хорового класса:
  • вступительная беседа руководителя о задачах и содержании работы хорового класса, вопросы организации занятий, дисциплины и критерии оценки работы;
  • вокально-хоровые упражнения по овладению профессиональными навыками хорового исполнительства:
  • ознакомление коллектива с текстом и музыкой песнопения (произведения); разбор содержания и идейный смысл текста, установление взаимосвязи текста со средствами музыкальной выразительности: мелодия, фразировка, лад, ритм, гармония, темп, размер, нюансы и т.д., анализ разучиваемого сочинения, стимулирующий развитие умения правильно определить стилевые особенности произведения,
  • выбор определенной манеры исполнения конкретного произведения и выявление технических особенностей данной манеры;
  • работа с хоровыми партиями и певцами над правильным исполнением словесного и музыкального текстов, культурой звука, строем (особенно над выработкой полноценного унисона каждой хоровой партии) горизонтальным и вертикальным, различными видами ансамбля;
  • работа руководителя с группой хоровых партий и хором в целом над достижением общехорового ансамбля, чистотой строя, дикцией, нюансами, над внутренним наполнением исполняемого песнопения (произведения) (или нескольких песнопений (произведений), включенных в богослужебный репертуар, программу концерта, зачета, классного вечера, дня открытых дверей и т.д.);
  • управление исполнением выученного песнопения в последовании конкретного богослужения;
  • управление исполнением произведения (или программы) на концерте, зачете, классном вечере с соблюдением всех выявленных в процессе репетиций технических и художественных параметров;
  • консультирование проходящих на учебном хоре хормейстерскую практику учащихся, организация их работы с коллективом.

Работа над техническими средствами хорового исполнения проводятся в хоровом классе постоянно, на каждой репетиции. В зависимости от конкретных целей, поставленных на репетиции, руководитель сосредотачивает внимание учащихся то на одних, то на других трудностях находящейся в работе партитуры, указывая способы их преодоления и вырабатывая тем самым определенные профессиональные навыки.

Кроме того, учащиеся II и III курсов привлекаются к начальным этапам хормейстерской работы по разучиванию конкретного произведения с коллективом учебного хора, для чего руководителем хорового класса составляется соответствующий график. Учащиеся IV курса проходят в рамках хорового класса хормейстерскую и богослужебную практику, для чего в данном учебном курсе запланировано соответствующее учебное время. График дипломных репетиций составляется руководителем хорового класса.

    Работа учащихся с коллективом хорового класса:
  • предварительная самостоятельная работа учащегося над песнопением (произведением), предназначенным для разучивания с хором;
  • музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ хорового произведения;
  • изучение партитуры: исполнение на фортепиано, максимально отражающее звучание хора, выучивание наизусть всех хоровых партий, грамотное исполнение их голосом одновременно с игрой на фортепиано всей партитуры;
  • дирижирование песнопения (произведения), исполняемого концертмейстером на фортепиано;
  • выявление трудностей исполнения данного песнопения (произведения) (вокальные, хоровые, дирижерские);
  • определение методики преодоления выявленных трудностей;
  • составление плана разучивания и исполнения произведения;
  • вокальная настройка хора перед пением (распевание), настройка хора в тональности песнопения (дать тон в начале, а также в любой другой части произведения);
  • организационная работа, предшествующая работе с хором (подготовка необходимого количества партий, раздача их учащимся хорового класса не позднее, чем за неделю до начала работы с хором);
  • работа учащегося с хоровым коллективом над строем, ансамблем, культурой звука, фразировкой, дыханием, дикцией, нюансами, внутренним наполнением при исполнении отдельных хоровых партий и при исполнении песнопения всем хоровым коллективом;
  • управление исполнением коллективом выученного песнопения на заключительном занятии хорового класса или перед комиссией в рамках зачетного мероприятия.

Обучение в хоровом классе основано на постоянном применении единой вокальной техники, приобретаемой учащимися на групповых теоретико-практических занятиях по методике постановки голоса и на индивидуальных занятиях сольным пением. Через постоянное применение теоретических знаний и практических певческих навыков в работе хорового класса процесс овладения учащимися основами вокальной техники проходит интенсивнее, что значительно облегчает и упрощает достижение в звучании учебного хора всех трех элементов хоровой звучности (в особенности, строя и нюансов). Кроме того, единая вокальная техника позволяет более успешно работать над выработкой необходимого качества дикции, особенно над приемами произношения текста в речитативах ("читке") в разных темпах (специфическая особенность осмогласных и основанных на древних роспевах песнопений).

Межпредметные связи. Успех работы в Хоровом классе непосредственно зависит от работы, проводимой по предметам "Вокал", "Сольфеджио", "Дирижирование", "Церковно-певческий обиход", "Хороведение", косвенно - от работы по предметам "Теория музыки", "Гармония", "История русской духовной музыки", "История музыки", "Церковно-певческая литература", "Чтение хоровых партитур". Применение вышеозначенной системы интонирования (основа которой закладывается на уроках сольфеджио) происходит в неразрывной связи с вокальными умениями и навыками (приобретаемыми учащимися на занятиях по постановке голоса). Развитие навыка стилистического анализа тесно связано с знаниями, приобретаемыми учащимися на занятиях по предметам "История русской духовной музыки" и "История музыки", а также с практическими умениями, овладение которыми происходит на занятиях по курсу "Теории музыки" на I курсе, а на II и III курсах - на занятиях по курсу "Гармония". Связь с работой по предмету "Дирижирование" имеет решающее значение при проведении хормейстерской практики для учащихся регентского отделения.

В качестве репертуара хорового класса используются обиходные песнопения, обработки и переложения древних роспевов, сочинения церковных композиторов. Кроме того, на начальном этапе работы над техническими навыками применяются также произведения духовной музыки внехрамового назначения и произведения светского хорового музыкального искусства (в том числе - обработки народных песен). Репертуар подбирается с учетом типа, вида и состава учебного хора и начального профессионального уровня учащихся, их вокальных и музыкальных данных.

Литература

  1. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. М., 1957.
  2. Краснощеков В. Вопросы хороведения. М., 1969.
  3. Ольхов К. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. Л., 1979.
  4. Правдолюбов Анатолий, протоиерей. Жизненные правила для регента-любителя. Рукопись.
  5. Хазанов А. Как разучивать произведение с хором // Работа в хоре. М., 1960.
  6. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1952.
  7. Пигров К.К. Работа в хоре. М., 1964.