Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

Новые издания

Мария Богомолова. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере великой панихиды

Мария

Полное название:
Богомолова М.В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие. Выпуск второй. Русское безлинейное многоголосие. М., 2005.

Аннотация:
Отсутствует.

Второй выпуск книги целиком посвящен различным проблемам, связанным с русским безлинейным многоголосием. Здесь рассматриваются вопросы возникновения и бытования многоголосных песнопений, принципы фиксации и формы записи многоголосной ткани, выявляется репертуар раннего русского многоголосия и определяется его место в средневековой певческой культуре.

На основе анализа широкого круга исторических и архивных материалов, певческих рукописей в книге пересматривается господствующая в исследовательской литературе концепция, в соответствии с которой весь комплекс источников раннего русского многоголосия, характеризующихся сложной графикой записи, причисляется к демественному роспеву и нотация в записях многоголосных песнопений определяется как демественная.

В книге предлагается новая концепция русского безлинейного многоголосия. Ее суть — в выделении основополагающего певческого стиля, именуемого в рукописях \"стрОшный\", \"троестрОшный\"; этот стиль опирается на монодию путного роспева, а сопутствующее ему многоголосие базируется на стилистике демественного роспева.

Большое внимание уделяется анализу знаковых систем, используемых в записях многоголосных обработок пути и демества. Привлечение материалов азбук путного, казанского и демественного знамени позволяет утверждать: в записях раннего многоголосия использовалась казанская нотация, изобретенная певчими дьяками царя Иоанна IV Грозного в середине XVI века. Нотация эта обладала той степенью универсальности, которая позволяла использовать ее для фиксации различных певческих стилей — диссонантных (стрОчное и демественное многоголосие) и консонантных (гармонизации знаменного и греческого роспевов).

Поскольку правомерность существования диссонантной стилистики стрОчного и демественного многоголосия до сих пор является вопросом дискуссионным, в книге рассматриваются сделанные на рубеже XVII и XVIII веков нотные переводы песнопений указанных певческих стилей. Несмотря на различное географическое происхождение рукописных источников, все они устойчиво отражают диссонантную стилистику и характеризуются единообразием розводов певческих знаков. В связи с этим анализируются современные расшифровки многоголосных песнопений, стилистика которых достаточно сильно отличается от зафиксированной в переводах конца XVII века. В результате делается неутешительный для современной медиевистики вывод о произвольности и неправильности всех без исключения опубликованных расшифровок песнопений русского безлинейного многоголосия, а также анализируются причины, повлекшие за собой многочисленные ошибки. Самый лучший выбор обуви На вируальных полках этого магазина женские кроссовки адидас Звоните и заказывайте самую лучшую продукцию Все остаются абсолютно довольными

В книге даются методические рекомендации по составлению азбуки, с помощью которой современные расшифровки раннего русского многоголосия будут соответствовать певческой традиции XVII века и приобретут ту степень единообразия, которая будет свидетельствовать о верном понимании исследуемого явления. В качестве образца расшифровки приводится список великой панихиды строчного стиля пения из рукописи последней четверти XVII века (ГИМ, Синод, певч. собр., № 220).

Комментарии:

Объем: книга.

Переплет: мягкий.

Тираж: не указан.

Издательство: Издательский Дом «Композитор».

Ориентировочная цена: 330 р.

Где мы купили в Москве (см. порядковый номер в списке магазинов): [6]



_______________________________________

Спрашивайте издание в магазинах: