Библиографическое описание: Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т.II: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856.
Разговор о святых священнодействиях и Таинствах церковных
- О том, что Таинств церковных семь
- О Крещении
- О Миропомазании
- О Божественном Причащении
- О Рукоположении
- О Браке
- О Покаянии
- О Святом елее
- О воскресении, или восстании тел
- Почему Слово Божие соединилось не с высшим существом ангельским, а с человеческим
- О том, что Христос и сам принял Таинства
- О том, что Сам Спаситель совершил Литургию
- О том, что Христос по человечеству приял чин иерея и архиерея
- О том, что и честный брак Христос благословил, и в отношении к Себе самому, при посредстве Церкви, совершил его во св. Духе
- О том, что браку девство Христос предпочитал
- О том, что девство есть брак со Христом
- О том, что и тайну покаяния открыл сам Спаситель
- О том, что и дела спасения Христос Сам совершил ради нас
- О том, что ради тайны покаяния дарована архиереям благодать решить и вязать, и именно от Христа
- О том, что и монашеский образ объемлется тайной покаяния, и почему он называется ангельским образом и одеждою покаяния, и какая его сила
- О том, что и Сам Спаситель в Себе Самом явил этот святой образ
- Что значит: «остави мертвыя погребсти своя мертвецы...» (Лк. 9, 60)
- Что значит: «никтоже возложь руку свою на рало...» (Лк. 9, 60)
- О том, что и таинство Святого елея, или молитвомаслие, предано Спасителем
- Для чего и во святом и великом мире употребляется елей, и в елеосвящении елей
- Для чего тотчас после рождения младенца совершается священником молитва
- Объяснение в раздельности того, что совершается перед Крещением
- О том, что и Господь приял имя в восьмой день, когда наречен Иисусом
- Изъяснение того, что совершается в Божественном Крещении
- О том, что восприемнику крещаемого должно быть православному и благочестивому
- Что значит «Аллилуия»
- О том, что (формула): «крещается раб Божий» - имеет преимущество (перед выражением): «я крещаю раба Божия»
- Что доставляет крещаемому помазание, или Миро
- О том, что всякий крещенный и помазанный имеет в себе, в возможности, все божественные дарования, в известное время открывающиеся, кроме только священства
- Зачем совершается пострижение волос у крещаемых и воздеяние кукуля и анаволия
- О том, что причащение Таин есть венец Крещения и Мира
- Против латинян, о том, что не должно отлучать детей от Причащения
- О том, что священник с осторожностью должен потреблять воду крещения и другие подобные святыни
О священнодействии св. Мира
- О приготовлении и варении Божественного Мира
- О священнодействии Святого Мира
- Изъяснение молитвы о Мире
- О том, что Миро принимают все верные, а рукоположение - одни из всех архиереи и священники
- О том, что Таинства преподаются одно через другое и одно через другое совершаются
- О том, что епископ совмещает в себе семь священнодействий
- О том, что от одного епископа Миро и рукоположения, и через него епископская благодать простирается на все (священные) действия
- О том, что Христос — источник священств и что от Него, через преемников Его, преподается благодать
О священной Литургии
- О священной Литургии
- Что знаменует низшествие святителя с кафедры и священные одежды, и облечение в них
- Об архиерейской мантии, панагии и пастырском жезле
- О том,что архиерейских священных одежд семь, и какие они, и какое каждая из них имеет значение
- О том, что омофор должно приготовлять из шерсти, а не из другого вещества; кого знаменуют облачающие архиерея, и что значит шествие к западной (стороне храма)
- Какое имеет значение принятие благословения от первого архиерея подчиненными ему архиереями и священниками, и клириками, перед облачением их в священные одежды, и делаемый ими поклон
- О том, что совершается в проскомидии
- Какое имеет значение в «предложении» святой дискос и прочее
- Почему приносится хлеб квасный
- Почему приносимый для священнодействия хлеб бывает четверочастен
- О том, что и в этом случае латины поступают неправильно, принося опресноки и притом кругловидные, ибо Христос воплотился, а плоть — от стихий
- Против латинян, приносящих опресноки
- Что значит: «уподобися Царствие Небесное квасу...»
- Почему в законе хлебы опресночные, а в благодати — квасные
- О том, что совершается на проскомидии
- Против армян
- О частицах, приносимых в проскомидии за Святых и всех благочестивых
- Для чего бывает каждение после проскомидии
- Что означают звездица, священные покровы и воздух
- Кого изображает собою архиерей и кого служащие с ним
- Что знаменует святой алтарь, и что — священная трапеза
- О том, что и на земле, как и на небесах, по чину занимают место и приобщаются Таин, — внутри и вне алтаря, освященные и миряне
- Об антидоре и о том, что это — хлеб освященный
О святом храме и освящении его
- О святом храме и освящении его
- Об устройстве святого храма и молитве при основании его
- Об освящении святого жертвенника и храма
- Для чего архиерей облачается в срачицу и опоясывается
- Для чего во время освящения изводятся из храма миряне
- Для чего выносятся движимые вещи
- Для чего употребляется мастика и ароматы
- Для чего трапеза измывается водой
- О священных антиминсах
- О четырех платах, находящихся на Божественной трапезе
- Для чего трапеза измывается вином и розовой водой
- Для чего трапеза помазывается Миром и при этом поется «Аллилуия»
- Что означают платы, срачица и прочее на божественной трапезе
- Что знаменует светильник и каждение по храму
- Для чего весь храм помазуется Миром
- О том, что после освящения архиерей отлагает срачицу и полагает мощи
- Для чего мощи мучеников полагаются под престол
- Для чего мощи переносятся из старого храма в новый
- Для чего затворяются двери и поется: «Возьмите врата...»
- Для чего преклоняет колено архиерей
- Какую силу имеет молитва, читаемая перед дверьми на обновление (храма)
- О том, что во всяком божественном храме необходимо совершать обновление
- О том, что каждому из освященных надобно праздновать время своего рукоположения, или, по крайней мере, священнодействовать в этот день
- О том, что доселе совершается обновление в Церкви Солунской
- О чине обновления
- О том, что и в Константинополе совершалось прежде обновление
- Для чего на мощи возливается Миро, и они полагаются под жертвенник
- О священном совершении божественных антиминсов и о том, для чего антиминсы делаются по преимуществу из льна
- Что образует храм и находящееся в нем
- О том, что Ветхий завет предъизображал действия благодати
- О том, что не почитающие священных домов и прочих святынь погибают
- О том, что храм образует Единого в Троице Бога
- Что знаменует трапеза и находящееся на ней, и о том, что все — Христос
- Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба
- Что значит приносимый воск
- Что такое горнее место и его ступени
- Что означают столбики, верхний космит и окружающее его
- Для чего в приалтарном полукружии (находится) предложение, и что оно означает
- О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлием и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов
- О полукружии алтаря и о сени над престолом
- Что означают многосвещники, двенадцатисвещники и трисвещники, и прочие (светильники), возжигаемые в церкви
- Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания
- О стоянии народа в храме
- Когда царь приобщается в алтаре и как
- Каким образом царь провозглашается царем
- Как венчается царь
- Ради чего царь помазуется Миром и совершаются над ним молитвословия
- Почему новый царь приводится для совершения над ним помазания царями — отцами, или военачальниками
- О том, что и над сановниками прежде было совершаемо Церковью молитвословие
- Что значит священное одеяние, подобное мантии, которое возлагается на царя поверх царских одежд, и что знаменует жезл из легкого дерева
- Что знаменует вход царя во Святое Святых
- О том, что царь причащается, вступая в алтарь
- О (местах) стояния в храме для верных, оглашенных и кающихся
- О том, что ныне не все (согрешившие) выводятся вон вместе с оглашенными
- Для чего (в храмах) притворы и места для оглашенных
- Для чего в начале молитвословий мы становимся вне храмов — в преддвериях, и что означает отверстие врат и вхождение в них
- О том, что два рукоположения бывают вне алтаря — чтеца и иподиакона, а три в алтаре — диакона, пресвитера и епископа
- О том, что все Таинства Церкви совершает один епископ
- Как посвящается от иерарха чтец
- Для чего полагается печать на чтеца. И о том, что пострижение непременно должно быть
- Что должен совершать чтец
- О иподиаконах
- Рукоположение иподиакона
- Для чего иподиакон облачается в белый стихарь и препоясуется
- Что совершают иподиаконы
- О диаконах
- О том, что диаконы, по примеру семи диаконов, поставляются и судьями, и исполнителями важных служений
- Для чего назначаемый к рукоположению в иподиакона, или в диакона, получает свидетельство, и притом от семи пресвитеров, а не от диаконов
- О том, что рукополагаемый в диакона должен быть совершенных лет
- Рукоположение диакона
- О том, что во время рукоположения рукополагаемый должен молиться за всех, так как это тогда наиболее полезно
- О том, что во время рукоположения иерарх знаменует рукополагаемого трижды тройственной печатью
- Что означает поднятие рукоположенного и одеяние в священные одежды
- Что значит орарь, и для чего диакон возлагает его на левое плечо
- Почему орарь так называется. И о шестокрылатых Серафимах, и о том, что диаконы, облекающиеся орарем, им уподобляются
- Что значит целование диаконом престола, руки и ланиты архиеререя и диаконов
- Для чего рукоположенный диакон в течение семи дней непрерывно совершает Литургию, равно как и пресвитер
- О пресвитере
- Почему пресвитер рукополагается тридцати лет от роду
- Рукоположение пресвитера
- Для чего пресвитер приемлет на выю свою орарь, т. е. епитрахиль
- Что означает фелонь
- О том, что рукополагаемому иерею дается в залог божественный хлеб и как это страшно
- О том, что опасно совершать священнослужение небрежно
- Для чего новорукоположенные диакон и пресвитер читают — первый последнюю ектенью, а второй — заамвонную молитву
- Об одеждах, приличных диаконам и пресвитерам, рукоположенным из мирян
- О священных одеждах: кратком фелоне и прочих
- Об архиерее
- О том, что без избрания никто не поставляется епископом
- О священных приговорах церковных и о том, что в них должны принимать участие все епископы, или, по крайней мере, трое
- О том, что хартофилакс сидит посреди избирающих епископов
- О том, что при избрании бывает моление
- О том, что избираемых надо вносить (в хартию) в том порядке, как они избраны, а не по степени и сану
- О епископе, подлежащем избранию и присутствующем на соборе
- О том, что мнение епископа есть как бы Божественный жребий
- О том, что , когда избранные не захотят (принять епископство), то бывает новое избрание
- О том, как совершается наречение
- О том, что и при наречении бывает моление, каждение фимиамом и освящение
- О рукоположении епископа
- Об исповедании веры и первом запечатлении
- Что означают изображаемые на полу три реки, город и орел
- О первом запечатлении крестным знамением
- О том, что наречение есть соглашение, взаимное обязательство и залог; а отдание этого залога, божественные брачные дары и залоги благодати есть исповедание, запечатление и целование
- Для чего избранный в епископа надевает епигонатий и не выходит при первом входе
- Почему избранный во епископа доводится до святых врат пресвитерами
- Рукоположение епископа
- Для чего полагается Евангелие на главе рукополагаемого архиерея
- Почему архиерея называют: «Владыка святый»
- Что знаменует омофор
- Что значит, что архиерей снимает омофор во время чтения Евангелия и при совершении божественного священнодействия
- Что значит слово «Аксиос», возглашаемое о рукополагаемом, также целование священного престола и первого архиерея в десницу и в ланиту, а прочих в уста
- О том, как совершается целование при рукоположении патриарха
- О чине патриархов, архиепископов и епископов
- Против латинян о том, что в Троице одно только виновное Лицо — Отец, чтобы иначе не допустить в Ней различных начал
- Что означает преподаяние мира во время чтения Апостола, и для чего рукоположенный принимает благословение от первого епископа, чтобы преподать мир
- О том, что во время приобщения рукоположенный занимает первое место, и как совершается приобщение
- О том, что посажение рукополагаемого на престол после рукоположения знаменует утверждение его на кафедре его церкви
- Для чего рукоположенный въезжает в город и благословляет его
- Что значило, что новорукоположенный архиерей приходил к царю, и как это совершалось прежде
- О том, что рукополагаемый архиерей совершает целование трижды, и как происходит каждое из них
- Для чего при третьем и последнем целовании приносится фимиам с розовою водой. Также об акте, или грамоте, удостоверяющей рукоположение
- О поставлении и рукоположении патриарха
- Объявление избрания новоизбранному патриарху
- Как совершается объявление (избрания)
- Против утверждающих, будто царь поставляет патриарха
- О том, что, если избранный не был прежде священником, то сначала посвящается во священника, а потом принимает наречение; также о производстве в патриарха
- О том, что царь посылает избранному патриарху мантию и панагию, а посох вручает собственной рукой
- О возведении на престол и мире, преподаваемом архиереем
- О том, что божественных великих архиереев Петра Александрийского и Иоанна Златоустаго посаждали на престолы и после смерти их, ради вышнего мира
- О возведении патриарха на престол
- Как совершается рукоположение патриарха, если он не был прежде того епископом
- О том, что и патриарх подчинен правилам (церковным), и перед рукоположением во епископа дает Церкви свое исповедание (веры)
- О том, что при рукоположении патриарха, архиереи не срединою входят (в алтарь), но идут стороною
- О том, что, если присутствует (митрополит) Ираклийский, то он рукополагает патриарха; а если нет, то - первый из других архиереев
- Как при рукоположении патриарха совершается лобзание
- О том, что все, относящееся к каждой степени священства, Спаситель совершил Сам на Себе
- О том, что Христос и иереем, и учителем, и архиереем, рукоположен по человечеству от Отца
- О том, что после преображения Христос, как бы рукоположив двенадцать и семьдесят учеников, послал их проповедывать пред лицем Своим
- О различных посвящениях вне алтаря — настоятелей и чинов церковных; и во-первых, — о рукоположении великого иконома
- О великом сакелларии и о великом сосудохранителе
- О великом хартофилаксе и сакеллии
- О протэкдике
- О всех вместе прочих клириках
- Почему внутри алтаря, при рукоположении епископа, пресвитера и диакона, говорится «Божественная благодать», а вне, при посвящении чинов (церковных) — «Благодать Всесвятаго Духа»
- О том, что рукополагаемые в первые (чины) и в судьи принимают от архиерея в руки и Евангелие
- О том, что обязанности церковных чинов должны исполнять освященные, а не миряне
- О том, что не должно поставлять духовниками простых монахов
- Для чего дается наставление духовнику
О покаянии
- О покаянии
- О том, что покаяние (состоит в том), чтобы постоянно сокрушаться, называть и считать себя грешником, и притекать к исповеди, — и что между людьми никто не чист
- О том, что всем должно каяться, — освященным и мирянам
- О том, что проповедать покаяние было и собственным делом Спасителя, и Апостолов, и что это, прежде всего, долг архиереев и иереев
- О том, что дело возбуждения верных к покаянию есть истинная проповедь
- О том, что нужно быть внимательным к тем, которые говорят, что они каются, и искренно приходящих принимать, а тех, которые это делают лицемерно, испытывать
- О исповеди: как она должна происходить
- Как нужно сидеть и держать себя принимающему исповедь, и как — исповедующемуся
- О том, что в нас три (силы), по отношению к которым мы делаем доброе, или согрешаем: словесная, раздражительная и желательная, которые вместе и называются тричастностью души
- О том, что в нас другие три (силы), по отношению к которым мы делаем или хорошее, или дурное: ум, произносимое слово и действия телесные
- Что посредством ума совершается хорошего (в силе) словесной, раздражительной и желательной у тех, которые упражняют их, и что, напротив, бывает у тех, которые к ним не внимательны
- Что хорошего с трехчастною силою (души) совершает человек словом и в чем, по нерадению, погрешает
- Какие добрые дела совершаются трехчастною силою (души), когда человек внимает себе и какие злые, когда он не внимает
- О том, что для всякого необходима исповедь: потому что и согрешаем все
- О том, что и живущему благоговейно нужно жить под руководством и принимать от отца (духовного) епитимью, и не полагаться на себя
- Почему образ монашеский называется ангельским
- От чего ныне возводимые на епископство бывают сперва монахами
- О монашеском посвящении
- Что значит, что (постригаемый) бывает бос, наг, непокровен
- Что означает такое приведение нагого, держимого в объятьях, припадание и прочее
- Зачем обеты (предлагаются) в вопросах и ответах, тогда как они — дело добровольное
- Что знаменует пострижение волос
- В чем сила молитв, читаемых перед стрижением волос
- Что означают одежды священного образа монашеского
- О том, что монах и внешним видом подражает смерти Христовой
- О том, что после лобзания и всех (обрядов) посвящения (бывает) завершение благ — приобщение
О честном законном браке
Для чего во время совершения брака (употребляются) венцы- О том, что не должно сочетать браком православного с иноверным
- Об обручении
- О совершении брака
- О восприемнике при браке
- О том, что совершение брака — дело собственно архиерея
- О том, что сочетавшиеся браком должны быть чисты и получить благословение во святом храме, и приобщаться (святых) Таин
О священном Таинстве елея, или о елеосвящении
Для чего при елеосвящении (бывает) семь пресвитеров, или иногда, за недостатком иереев, — трое- О том, что сила св. елея — величайшая
- О нововведении латинян относительно елеосвящения
- О том, что елей, (употребляемый) при елеосвящении, не таков, каким помазываются умершие
- О том, что на монахов (усопших) возливается елей, а на мирян сыплется пепел из кадильницы
- О совершении елеосвящения
- Почему во всех Таинствах двоякие молитвы
- О том, что Таинства двойственны — вещественны и духовны, соответственно нам, которые двойственны
- Что совершается через святой елей
- О том, что оставшееся после помазания св. елеем должно сберегать
- О том, что ошибки иереев должны исправлять архиереи
О божественной молитве
О спасительном именовании и призывании Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, в священной, поистине, и боготворной молитве- О блаженных наших отцах Каллисте патриархе и Игнатие
- Какова священная молитва
- О том, что все христиане должны по возможности молиться именем Иисуса Христа, по крайней мере, в определенные времена
- О том, что, кроме Литургии, в Церкви находится семь нощеденственных хвалений
- Почему существует семь хвалений
- Почему мы пения на дни святых и священные праздники начинаем с вечера
- О том, что Божественная Литургия есть служба особенная, от самого Спасителя вверенная священникам, и не сливается, и не сопричисляется к другим молениям
- О соблюдении так называемого хвалебного последования
- Об иерусалимском уставе
- О полунощнице, и для чего ударяют в доску
- Что значит, при отсутствии священника, читаемое в начале: «Молитвами святых отец наших...»
- О пятидесятом псалме
- О псалмах: «Непорочнии»
- Почему и утром, и вечером, читается «Символ Веры»
- О последовании утрени и, прежде всего, о том, что значит отверстие дверей храма, вход внутрь его и фимиам
- О девяти песнях канонов
- О седениях
- О кондаке и икосе
- Об ексапостиларии, «Хвалитех» и Великом славословии
- О трисвятой песни
- Что значит в трисвятом: «Святый, Святый, Святый...», и проч.
- Что значит в трисвятом: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»
- О Петре Канафее
- О трисвятом, и потом толкование молитвы: «Отче наш...»
- О песни: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу...», и о том, кем она составлена
- Краткое толкование священнейшей молитвы: «Отче наш...»
- Почему во всех молитвах и прежде всякой молитвы мы испрашиваем у Бога милости
- Что значит: «Премудрость, вонмем», и: «Премудрость, прости»
- О молитве отпуста
- О первом часе
- Почему на каждом часе и на других последованиях полагается «Господи помилуй» 40 раз
- О прочих часах — третьем, шестом и девятом, вместе с первым
- О псалмах третьего, шестого и девятого часа
- О том, что все последования, по чиноположению, совершаются в три времени — и в честь Троицы, и в предупреждение нашей лености
- О последовании так называемых «Изобразительных»
- Краткое толкование «Блаженств» Спасителя
- О вечерни и о том, что преимущественно три службы начинаются у престола и у него оканчиваются: утреня, Божественная Литургия и вечерня
- О том, что три первые псалма Псалтири относятся преимущественно к Господу
- Что знаменует вечерний вход, что приклонение иерея и поднятие головы, — восхождение к алтарю и вход
- Для чего вечерний вход бывает торжественней в субботу и в прочие Господские праздники, и в праздники Святых
- Что означает вход утренний
- О том, что и в монастырях в день недельный утренний вход бывает во образ воскресения
- О дневных прокимнах: что они значат
- О сугубой ектении и о молитвах прошений, как о деле совершенно необходимом
- О литии в притворе и о прочих вне храма молитвословиях
- О последней молитве на литии
- Для чего всегда предносятся светильники
- О так называемом благословении хлебов
- О последовании повечерий
- О том, что должно сохранять общие уставы
- Начало постановлений и чиноположений так называемого песненного последования
- О песненной вечерни
- Что значит фимиам, пред вечернею и утренею распространяемый в молчании
- О трех малых антифонах на песненной вечерни
- О песненной утрени
- О совершаемых в притворе молитвах, о бывающем там каждении и входе. Что всё это значит
- О пятидесятом псалме
- О третьешестом часе в посты и о Литургии преждеосвященных Даров
- Почему литании совершаются вне и для чего в них носят кресты и святые иконы
- Для чего на вечерни во время паремий возжигают светильники, и что значат слова: «Свет Христов просвещает всех...»
- О том, что надобно с особенным благоговением покланяться во время входа преждеосвященных Даров
- О всенощном бдении в первую седмицу Святой Четыредесятницы
- О возвышаемом святом хлебе панагии
- О благочинии при трапезе братий и о молитвах
- О возношении хлеба Пресвятой (панагии)
О кончине нашей и о священном чине погребения, и о совершаемых по обычаю поминовениях
О частом приобщении страшных Таин, как деле для всех особенно полезном- О погребении архиереев и иереев, также монахов и мирян
- Для чего сверх останков усопшего полагается святая икона
- Для чего во время несения усопших в храм поется трисвятая песнь
- Об усыпальницах, как погребаются в них останки
- О тех, которые действуют безпорядочно и смешивают вещи, и о том, что это опасно
- О безчинно входящих в алтарь не священных лицах и о чине погребения усопших
- Что означает целование, которое мы даем умершим
- Что означают слова: «Вечная память», которые поются в конце погребения
- Почему за усопших полагается только двенадцать поклонов
- О том, что священнейшее жертвоприношение благотворнее всего для усопших
- О коливе, приносимом за усопших
- Для чего совершаются третины, десятины, сорочины и прочие поминовения
- Для чего ежегодно совершаем мы память отшедших