Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

Протоиерей Иоанн Вознесенский

О всесословном участии народа
в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения

[Открыть окно с комментариями]

«И глас изыде от престола, глаголющ: пойте Богу нашему вси раби Его
и боящиися Его, и малии и велицыи» (Апок. 19, 5).


Богослужение как Ветхозаветной, так и Новозаветной церкви имеет значение богослужения общественного не в том только смысле, что совершается открыто в собрании верных, но в том особенно, что все присутствующие на нем не остаются лишь зрителями и слушателями, а в самом совершении его принимают известную долю непосредственного участия, например через содействие благолепию богослужения, через участие в церковных церемониях или ходах со священными предметами, через общие поклонения, молитвы, возглашение и общее с клиром всенародное пение и прочее. В частности относительно общего пения при богослужении учреждениями и исконной практикой церкви твердо установлено следующее: 1) в храмовом пении могут участвовать все способные к тому лица, без различия состояния, возраста и пола; 2) церковное пение, однако, должно проходить в известном установленном порядке.

Церковное пение во все времена истории церкви было не одним обязательным занятием посвященных только на служение в храме лиц, но занятием дозволенным для всех сословий, обоих полов и разных возрастов; при том считалось занятием высоконравственным, почетным. Ни еврейская, ни христианская церковь не предоставляла своего богослужебного пения одним рабам, как это делали некоторые древние языческие народы (например, египтяне, ассирийцы), но в той и в другой, как в составлении церковных напевов, так по возможности, и в исполнении их при богослужении и вне оного участвовали и цари и их подданные, и высокопоставленные государственные мужи и их подчиненные, великие иерархи церкви, священнослужители и низший клир, а также и масса присутствующего в храме народа: мужчины и женщины, отроки и девы.

О древнем храмовом пении и музыке евреев мы имеем между прочим следующие известия: В книгах Ветхого Завета первым певцом из высокопоставленных лиц упоминается великий вождь и законодатель Израиля пророк Моисей, наученный всей премудрости египетской, а вместе с тем и музыке1. По чудесном переходе Израиля через Чермное море воспе Моисей и сынови израилевы песнь сию Господеви: Поим Господеви, славно бо прославися2. За ними тоже воспели все женщины с предначинанием пения пророчицею Мариамою, сестрою Аароновою. Способ этого пения был попеременный (антифонный) с запевами и припевами и, по тогдашнему еврейскому обычаю, с сопровождением женских голосов тимпанами3. Песнь об источнике (Числ 21, 17) была также всенародною песнею евреев: «Тогда воспе Израиль песнь сию у кладезя, начинайте ему» и проч. Обличительная песнь Моисея (Втор. 32, 44) изучена была также всеми сынами Израиля. Затем песнь судей израилевых Девворы и Варака также указывает с одной стороны на почетность занятия пением у евреев, а с другой — на участие в нем мужчин и женщин, пеших попеременно4.

Особенно высокое значение и широкое развитие еврейская музыка и пение получают со времени пророка Самуила и преимущественно в школах пророческих. Музыка была необходимою принадлежностью учеников пророческих, то есть лиц не посвященных на служение храму, притом юношей. Существовали и другие народные хоры мужчин и женщин (1 Цар. 18, 7)5. Затем Царепророк Давид развил храмовую еврейскую музыку до замечательного для его времени совершенства. Сам он был не только сочинителем псалмов для пения6, но и великим составителем напевов и музыкантом, имя которого доселе с благоговением произносится восточными музыкантами. Сам он назначал начальникам хора способ исполнения своих псалмов и напевов, сам даже приготовлял музыкальные инструменты7. Но он в своих псалмах часто приглашает петь Богу Иегове и всех людей: Пойте, говорил он, Богу нашему, пойте пойте цареви нашему, пойте (Пс. 46, 7). И опять: Воскликните Господеви вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте (Пс. 97, 4). И еще: Хвалите Бога во святых Его… Всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 1, 6). Со времени Давида, вместе с пением входит в состав и музыка, которая и поддерживается во весь период царей до плена Вавилонского. Соломон поддерживал псалмопение на той же степени высоты (2 Паралип. 8, 14–15), на которой оно было при Давиде, и сам составил многочисленные песни (3 Цар. 4, 32). Хоры левитов упоминаются при царях: Иосафате, Езекии и Иосии (2 Паралип. 20, 19, 28; 29, 25–30; 35, 15). Кроме упомянутых вождей и царей Израиля в составлении церковных песнопений принимали участие и некоторые первосвященники, например Симон, Иоханан и другие8.

При участии и под покровительством этих и других высокопоставленных гражданских и духовных лиц богослужебная музыка и пение у евреев с одной стороны снабжена была богатыми звуками и материальными средствами, а с другой — стали почетным занятием и приобрели широкое развитие как в храме, так и вне храма — в общенародных религиозных процессиях и в быту домашнем. Всех певцов и музыкантов во времена Давида считалось до 4,000, при 288 начальниках. Они разделены были на 24 череды, сменяющиеся для служения при храме еженедельно; в торжественных же случаях в богослужениях участвовали все певцы и музыканты, при чем разделялись на три больших хора, под управлением Емафа, Идифума и Асафа. О почетности занятия этими искусствами можно судить потому, что имя начальника хора Емафа находится в числе имен четырех мудрецов, уступающих в мудрости разве только Соломону (3 Цар. 4, 31), что хор Асафа пел в храме близ царя (1 Паралип. 25, 2), что в числе певцов упоминаются и сыны известного в истории евреев Корея (1 Парал. 15, 2; 2 Парал. 5, 11–14), наконец, что в Библии сохранены даже имена потомков главных певцов и начальников хоров.

Из вышесказанного, а равно и из других известий видно, что у евреев в храмовом пении и музыке участвовали не только посвященные на служение храму левиты, но и лица не посвященные, а в числе их и женщины, и масса присутствовавшего в храме народа. Однако же, как исполнение священных песнопений в храме совершалось в уставном порядке, так и участие в храмовой музыке и пении лиц не посвященных не было произвольным и беспорядочным вмешательством мирян в дело церковного клира, а было учреждением, которое имело полный порядок и ограждено было известными ограничениями. Так пение в храме было священною обязанностью собственно левитов и могло быть исполняемо только ими и вспомогаемо их семействами; в число же музыкантов принимались лица и не посвященные, находящиеся однако в родстве со священниками и известные своими музыкальными познаниями, честностью жизни и благочестием9. Но и левитам не все дозволено было исполнять в храме; именно давать знаки трубою пред алтарем составляло принадлежность только священников10. В храмовом пении вместе с левитами, говорим, могли участвовать и члены их семейств (не исключая и женщин и детей), но при этом они не занимали назначенного левитам места на клиросе, а стояли на полу у ног своих отцов. В храмовом пении несомненно участвовали и женщины. По объяснению халдейского парафраста (на Еккл. 2, 8), Соломон установил при храме штаты певцов и певиц; между четырнадцатью сыновьями Емафа пели в доме Иеговы и три его дочери; девы-певицы упоминаются при перенесении ковчега завета в Иерусалим, а также между священниками и левитами, возвращенными Ездрою из плена вавилонскаго11. Песнь Анны пророчицы, матери Самуила (1 Цар. 11, 1–10) и песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа» (Лк. 1, 46–55), воспетая Ею еще до рождения Спасителя мира, свидетельствуют также о близком участии женщин в пении священных песнопений. Но припевы в храме, по Филону, составляли обыкновенно вне храма особый от мужского женский хор; пели же они преимущественно вне храма и в домашнем быту. Общенародное пение состояло в повторении первого стиха псалма, который на распев читал начальник общества, а главное в повторительных припевах к стихам, например «аллилуиа», а также в восклицания на священнодействиях священников, например «простри руку твою» и прочее12. Вообще сколь не многочисленны, сколь не разнообразны были по личному составу исполнители священных песнопений в храме, однако же каждая их группа исполняла свое дело в установленном порядке, не вмешиваясь в дело других групп, не допуская личного произвола и производя при богослужении какого-либо беспорядка или замешательства. Каждый исполнитель ведал только свое собственное дело, не выходя из круга своих обязанностей и не предвосхищая ему не принадлежащих.

Игра в храме на инструментах струнных, духовых и ударных, а равно и голосовое исполнение песнопений распределялись, также в известном порядке, по псалмам и по случаям, в которых они употреблялись. Иногда псалмы начинались пением и затем сменялись музыкой, иногда наоборот; хоры певцов пели иногда попеременно (антифонно), иногда совокупно. Светлые голоса и высокие ноты назначались для выражения торжества и радости (например псалом 46), а грустные голоса и низкие ноты для мотивов печальных. Иногда назначалось громкое пение, иногда умеренное, иногда оно сопровождалось постепенным возвышением звуков (например, в песнях степеней) и прочее.

В Новозаветной христианской Церкви трех веков пение прежде всего является делом общенародным, доступным каждому. К тому располагали тогда: и всеобщее равенство членов церкви, и тесное общение христианской любви верующих. Общему участию всем в церковном пении не препятствовали тогда ни его сложность и искусственность, которых тогда еще не было, ни даже инструментальное сопровождение пения, отвергнутое церковью, как чувственное и неразумное, не соответствующее христианскому духовному богослужению. Первым и живым примером общего пения в церкви апостольской было пение Иисуса Христа и апостолов на тайной вечери: и воспевше изыдоша в гору Елеонскую (Мф. 26, 30). По Иоанну Златоусту, «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом»13. По чудесном избавлении из темницы апостола Петра и Иоанна, все собрание верующих вместе с апостолами единодушно возвысила глас благодарственной молитвы к Богу (Деян. 4, 24–30). На участии в церковном пении всех верных указывают и все наставления святых апостолов, обращенные не к хорам или отдельным певцам, а ко всем верующим, например Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать14; или: вразумляющее себе самех во псалмех15 и прочее.

Пение первенствующей церкви предоставлялось свободе певцов, но было благообразное и чинное (1 Кор. 14, 40), то есть состояло из определенных песнопений и происходило в определенном порядке. По составу поющих лиц с первых же веков христианства различается пение священническое, клиросное и общенародное, а по чину и по способам исполнения — пение одиночное, попеременное и совокупное. О трояком способе пения в церкви небесной говорит новозаветный тайновидец Иоанн. В откровении он видел 24 старца, окружающих Агнца на престоле, имевших гусли и певших песнь новую, и ангелов многих окрест престола… певших гласом великим: «достоин есть Агнец заколенный»16, и народ мног от всякаго языка и колена и людей и племен, стоящих пред престолом и вопиющих гласом великим: «спасение седящему на престоле Богу нашему и Агнцу» (Апок. 7, 9, 10).Образы этих апокалипсических видений очевидно заимствованы от порядка пения земной первенствующей церкви, то есть пения окружающих престол священников, клиросных певцов и народа. Подобное сему различие мы видим и в древних литургиях (например апостола Иакова), где одно представляется возглашать священнослужащим, а другое клиру, и иное народу, а также в возгласе священника на литургии: поюще, вопиюще, взывающе. О пении священников упоминает и святой Игнатий Богоносец († 107): «Достопочтенные ваши пресвитеры, пишет он к Ефесеям, достойно поставленные для Бога, подобно, как струны на цитре, согласуются епископу своему и из многих гласов составляют одну песнь».

Клиросное пение, до установления должности клириков и певцов, предоставлялось всякому присутствующему при богослужении, по его желанию и умению, и исполнялось мирянами поодиночно и посреди храма. По Тертуллиану: «на вечерях христиан, когда умоют руки и зажгут свечи, каждому предлагается выйти на середину и пропеть что-либо во славу Божию из Священного ли Писания, или что может от себя»17. В правилах апостольских (правила 15, 23, 24, 25, 27, 43) упоминается и о певцах, как о лицах низшей степени клира; но учреждение этой должности до IX века не было повсеместным обычаем, богослужебное же пение отправлялось главным образом певцами из мирян.

Общенародное пение, исполняемое всеми присутствующими в храме было просто, но торжественно и громогласно. Тайновидец Иоанн слышал на небе глас от престола: Пойте Богу нашему вси раби Его и малии и велицыи. И слыша, продолжает он, яко глас народа много, и яко глас вод многих, и яко глас громов крепких, глаголющих: аллилуиа (Апок. 19, 1–7). Общенародное пение состояло или в ответах на возглашения священнослужащих, или же в припевах к пению одиноких певцов. Первый вид пения естественно назвать отвещательным, второй припевным. Так в постановлениях апостольских (окончательно составленных в III веке) сказано: «При общественном богослужении на возглашение диакона народ и прежде всех отроки восклицают: Господи, помилуй». В древних литургиях на возгласы священнослужащего народу указано отвечать словами: «аминь; и духови твоему» и так далее. О пении общенародном припевном в тех же постановлениях апостольских сказано: «после двух чтений из этих (ветхозаветных) книг кто-либо другой пусть поет псалмы Давида, а народ да повторяет голосно концы стихов» (57 глава 2-й книги). При святой Григории Неокесарийском († 250 год), по-видимому, пропетое одним певцом, повторялось всею церковию18. По Филону у Евсевия, христиане «поют священные песнопения так, что один запевает мерно и приятно, а другие, спокойно выслушивая его, повторяют вместе с ним последние стихи песней»19. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал сильный стих, заключающий в себе великий догмат». Но были употреблены и особые припевы к известным отделам того или другого песнопения, например «аллилуиа; яко век милость его; славно бо прославися» и другие. Подобным сему образом концы стихов поются отчасти и в наше время, например в навечерии Рождества Христова и Богоявления, а припевы — на акафистах, на паремиях Великой субботы и прочих.

Попеременное или антифонное пение, установленное первоначально в Антиохийской церкви ее епископом святым Игнатием Богоносцем († 107 год), по подражанию пению ангелов, воспевающих Святую Троицу, состояло в переменном исполнении одного и того же песнопения по частям, то есть по стихам, или же строфам, двумя клиросами или вообще двумя поющими сторонами. Обычай такого пения сохраняется в православной церкви и доныне.

Вообще пение первенствующих христиан было единодушное без различия народностей, состояний, возраста и пола. Пение священнослужащих было ровное и тихое, но стройное и согласное, подобное тихим и стройным звукам гуслей и цитры, ибо исполнялось лицами избранными, достойными и благоговейными. Одиночное и клиросное пение церковных певцов, по его устройству и исполнению, естественно было более искусственно, чем пение священническое и народное, ибо совершалось лицами наиболее способными и сведущими в этом искусстве; вместе же с тем оно было велегласное и внятное. Общее пение народа было простое и безыскусственное, вместе же с тем громогласное и величественное, но ровное, бесстрастное и естественное, подобное звукам естественных явлений природы, например шуму моря или грому, не грозным звукам войны или страстным воплям театра, или бесчинным и неистовым кликам празднеств языческих и мирских (Апок. 19, 1–7).

Те же виды церковного пения продолжали существовать и в IV-м и частью даже в V веке, получив только большую определенность и большее совершенство, а вместе и более широкое распространение. По Мефодию епископу Патарскому († 310–312 года) пение дев происходило так: одна, ставши среди хора дева, искусно пела псалом, прочие же ей подпевали20. Подобный сему хор обетных дев устроен был в Эдессе святым Ефремом Сириным для антифоннаго пения в храме в праздники Господские, Богородичные и святых мучеников21. При святом Афанасии и Василии Великом певец по древнему обычаю, начинал пение, а народ подпевал последний стих22. В Сирийской церкви, по словам святого Ефрема, все верные заключили чтение Символа веры словами: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века»23. Молитва Господня «Отче наш», а в последствии и Символ веры иногда читались, иногда же пелись речитативно всеми присутствующими в храме. Антифонное пение в IV веке получило всеобщее распространение как в Восточной, так и в Западной церкви. В творениях св. Ефрема видно антифонное расположение стихов с народными припевами24. В Неокесарии пение это введено вновь убеждениями св. Василия Великаго25. На западе, по примеру восточных церквей, ввел переменное пение (responsorium — пение отвещательное, припевное и антифонное) святой Амвросий епископ Медиоланский26. Те же способы переменного пения мы видим частью и в V веке. Народ любил это пение и предавался ему с увлечением. Преподобный Авксентий (V в.) заставлял народ, стекавшийся к его пещере, петь антифонно, или же с припеванием концов, составленные им краткие хвалебные и благодарственные песни Богу голосом самым простым и безыскусственным, и «приходившие к нему толпы — богатые и бедные, мужи и жены, рабы и свободные пели эти песни, не придуманные суетою, пели иные до третьего часа, и потом отпускаемы были в веселье душевном; другие оставались до шестого часа»27. Песнопения для антифоннаго пения составлялись с ясным делением на стихи или строки.

Но в IV же веке для церковных певцов из мирян последовали и некоторые ограничения. Определенный чин церковного пения, желание преградить доступ в церковно-богослужебную практику элементов чуждых духа церкви (например приемов театральных и еретических) и прекратить некоторые беспорядки со стороны чтецов и певцов из мирян, расположили некоторых пастырей церкви учредить особые церковные степени клиросных чтецов и певцов, каковое учреждение с IV века признано необходимым и во всех церквах. О певцах, как особой степени клира, не раз упоминается уже в правилах апостольских (правила 25, 27, 43). Певцы поставлялись в свое служение малым посвящением и особою молитвою. На соборе Лаодикийском (367 год) относительно церковного пения сделано несколько постановлений и в числе их два главных, именно: правило 15: « Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви»; правило 59: «Не петь в церкви псалмов не священных и книг не канонических». Первое из этих правил Валсамон дополняет следующим изъяснением: «Кажется, в древности некоторые из простого народа присвояли себе право чтецов, начинали псалмопение, пренебрегая клириком, и пели непристойно и даже неупотребительное. Отцы, запрещая сие, говорят, что кроме клириков, поющих с амвона, никто не должен начинать пения, подпевать же не запрещено простым, но они должны петь только то, что написано в церковных книгах на дифферах или кожах». Поводом к такому запрещению послужило тогда распространение и употребление некоторыми певцами псалмов, песней и молитв, самочинно составленных христианами, неканонических или даже еретических, в замен принятых церковью28.Запрещение петь и читать в церкви мирянам в том же смысле подтверждено и собором Трульским в 691 году, правило 33. В силу этих правил не только миряне, но даже непосвященные монахи и отшельники, не могли исправлять должности клириков, певших и читавших на амвоне29. Таким образом, правило эти клонились не к прекращению участия мирян в общем церковном пении, но к упорядочению этого пения и к пресечению беспорядков. В IV и в V веке они соблюдались и при общенародном пении, соблюдаются в православной церкви и до ныне, хотя участие мирян в клиросном пении всюду практикуется. Причины же прекращения обычая общенародного пения в храмах, как увидим ниже, были другие.

По умирении церкви от внешних гонений торжественные случаи христианского богослужения и присутствие на нем высших слоев общества вызвали в городах потребность в улучшении церковного пения и в заведении особых певческих хоров или ликов. Улучшение пения требовалось не менее того и для огораждения православных от увлечения пением еретиков, обративших словесное и музыкальное искусство на погибель душ человеческих, а также и от увлечения сценическим искусством пения языческого театра. Первым учредителем хорового церковного пения должно считать святого Иоанна Златоустого. Действуя против ариан, он ввел клир особых певцов для совершения Всенощного Бдения и молебных пений, а конечно и для пения на литургии, установил хиромонию и знаки нотописи30. Супруга царя Феодосия великого дала ему и особого придворного учителя, который, обучая певцов, заготовлял и гимны для пения31. О хоровых песнопениях упоминается также в житии Порфирия епископа Газзского († 420 год), писанном в X веке32. При императоре Юстиниане в Софийском храме Константинополя было 25 певцов. Певцы при совершении литургии упоминаются в деяниях Константинопольского собора 536 год33.



Текст подготовлен А.Бровкиной


Публикуется по изд.: Вознесенский Иоанн, прот. О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения//Православная жизнь (Orthodox life). 1987. №3 (447). С. 15–24.