Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

И.М.Ромащук

О задачах Московской регентско-певческой семинарии

[Открыть окно с комментариями]

Благое дело повсеместного восстановления и открытия разрушенных православных храмов ныне, как никогда, нуждается в подкреплении высокопрофессиональными регентами, уставщиками, певчими церковного богослужебного хора.

Церковный хор, как духовный камертон, должен молитвенно настраивать души, возводить их к небесным обителям. Далеко не каждый православный христианин, обладающий, слухом и голосом, возможет выйти на клиросное послушание, ибо здесь необходимо знать не только основы профессионального ремесла, но прежде всего традиции Русской Православной Церкви, особенности церковного Богослужения и церковных песнопений. Желание послужить Богу и людям ведет тех, кто имеет особые музыкальные дарования, но не обладает профессиональными навыками, и тех, кто получил уже светскую музыкальную профессию, в храмы, в церковные хоры. И зачастую на клиросе действительно звучат прекрасные голоса, — но молитвенное песнопение услышишь редко.

Церковный богослужебный хор — это согласное устремление молящихся к Богу. Это единая в своем молитвенном порыве к Высшим обителям Песнь. И Песнь эта должна воссиять неземной красотой, божественной гармонией. Слух души в ней сразу распознает фальшь, если хор являет нам поющих, но не предстоящих перед Господом.

Церковный богослужебный хор можно уподобить многозвучному музыкальному инструменту, все струны которого, как некогда в псалтирионе, чисто настроены. А если «струны псалтири не настроены, как должно, когда они звучат не в тон, несогласно, — невозможно на ней играть. Не может она издать стройных звуков, не может получиться правильной песни», — назидал последний духовник Оптиной пустыни иеромонах Никон (Беляев)1.

Церковные песнопения, говоря словами преподобного Варсонофия Оптинского, должны наполнять душу, «не совсем погрязшую в житейском море, блаженством. Но чтобы пение церковное производило должное впечатление, необходимо вникнуть в смысл этих песен, и тогда оторвешься от всего земного. Вникнуть в смысл молитвенных песнопений. Вникнуть в смысл церковных богослужений. Вникнуть в смысл жизни. Как много значит правильное, умное молитвенное пение! Оно, как благоуханный «фимиам, восходит к небесам, проникает в сердца, души православных христиан, собравшихся в святом храме»2.

Каким же должно быть молитвенное хоровое церковное пение? Вслушаемся в совет опытного подвижника-исихаста Иосифа Афонского (1899–1959), почившего в середине нашего столетия: «Пение пусть будет смиренным. Ум пусть гонится за смыслом тропаря. Разум пусть наслаждается от разумеваемого умом и возводится в его созерцание.

Чтение также пусть будет с большим вниманием. Тогда от всего этого растет душа, возрастает; угасает, умирает ветхий человек и обновляется новый и изобилует любовью Христовой. И впредь нисколько не удовлетворяется человек земным, но непрерывно желает небесного»3.

Молитвенную хоровую партитуру соделывает и разворачивает, выстраивает и украшает регент. О том, сколь велико значение регента в, образно говоря, создании верной тональности всей службы, выразительно говорит следующий эпизод. В 1892 году полковник Павел Иванович Плеханков, в будущем — преподобный Варсонофий Оптинский, направлялся из Казани через Москву в святую Оптину обитель. «По день памяти святителя Петра, празднуемого 21 декабря, — читаем в Духовном наследии преподобного Варсонофия, — пошел ко всенощной в храм Христа Спасителя. В церкви царил полумрак, особенно в куполе. Пение мне не понравилось, я начал чувствовать усталость, нетерпение и решил уйти в другую церковь, поискать хороших певчих. Рядом со мной стоял какой-то господин.

— Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас в Москве храм с хорошими певчими?— спросил я его.

— Да ведь и здесь прекрасный хор.

— Но мне совсем не нравится.

— А это потому, что нет самого регента. Он, вероятно, скоро придет. Потерпите.

Я подумал: собираюсь идти в монастырь, надо привыкать к терпению. И остался. В это время запели ирмос «Христос рождается, славите». Я вдруг почувствовал, что это относится ко мне, как и дальнейшие слова: «вознесый род наш». Но что же это такое? Пение совершенно изменилось. Оказалось, что пришел регент. В невыразимом духовном восторге, которого никогда не испытывал раньше, достоял я Всенощную. Насколько первая ее половина была утомительна, настолько вторая — торжественна и радостна»4.

Талантом, усилиями, но и умением регента живое слово молитвы воспаряет к высотам Божественных истин.

Понимание церковного хорового богослужебного пения, как богословия в звуках, вызывает настоятельную потребность воспитания грамотных, широкообразованных регентов, уставщиков, певчих в лоне Православной Церкви.

До недавнего времени мы не имели такого специального учебного заведения, которое бы целенаправленно готовило регентов со знанием специфики работы уставщика и певчего; уставщиков, имеющих навыки певческо-регентской деятельности, и певчих, которые хорошо знают Устав, могут быть уставщиками, понимают основы регентской деятельности.

И вот здесь, при храме Богоявления в Китай-городе, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в этом учебном году начала свою образовательную деятельность Регентско-певческая семинария.

Это новое учебное заведение создано на основе отделения «Духовная музыка» Учительской семинарии, организованной при храме Богоявления несколько лет назад. Здесь уже в основном сформирован коллектив педагогов, музыкантов, создан специальный Учебный план, определены принципы построения курсов, лекционных и практических занятий на базе церковного хора.

Расширяя и углубляя профильное обучение по направлению «Духовная музыка», Регентско-певческая семинария ставит одной из своих главных задач воспитание личности православных регентов, уставщиков, певчих, владеющих основами богословских знаний, навыками и умениями как в сфере духовной, так и светской музыки. В этом — принципиальная особенность нашего учебного заведения, апеллирующего и к традициям Православной Церкви, и к обширному музыкально-историческому наследию.

В соединении духовного и светского направлений музыкального образовании Регентско-певческая семинария, как становится это ныне очевидно, продолжает и развивает идеи Синодального училища, его регентского отделения по программе последних четырех лет обучения. Архивные материалы, представляемые учеными, свидетельствуют, что в Синодальном «училище, помимо, специальных дисциплин, а это Церковное пение, История церковного пения, Крюки, Уставное пение, Катехизис, Церковное чтение, на высоком уровне были общие музыкальные предметы, такие, как сольфеджио, гармония, фортепиано, контрапункт, инструментовка, музыкальная форма, народная музыка и многое другое».

Собственно рейтинг выпускников Синодального училища был не менее, а возможно и более высокий, нежели воспитанников столичной консерватории. Духовная основа, профессионализм, фундаментальные знания в разных областях науки и культуры — вот то, что отличало образовательный процесс в Синодальном училище и к чему, собственно, направлена деятельность Регентско-певческой семинарии, расположенной на территории бывшего Богоявленского монастыря, где были общежительные помещения для питомцев Синодального училища.

Выступая в определенной степени восприемником лучших традиций церковного и классического музыкального образования, Регентско-певческая семинария развивает их сообразно потребностям времени, нуждам русской Православной Церкви, опираясь уже и на собственный опыт подготовки музыкантов к клиросному служению.

Специфика Регентско-певческой семинарии определяется изучением обширного музыкального репертуара: церковных песнопений, классических сочинений, народных песен, романсов.

Блок специальных музыкальных дисциплин представлен весьма разнообразно. Студенты изучают историю русской духовной музыки, православную храмовую хоровую литературу, историю музыки, знакомятся с современными музыкальными направлениями, занимаются теоретическими предметами: сольфеджио, теорией музыки, гармонией. Среди практических дисциплин выделим прежде всего хор, вокал (постановка голоса) и методику постановки голоса — предметы, крайне необходимые будущим регентам и певчим. В Учебный план также введены хороведение, хоровая литература, чтение хоровых партитур, вокальный ансамбль, дирижирование, фортепиано.

Все специальные музыкальные дисциплины имеют общую направленность, связанную с раскрытием ценностных позиций и приоритета православных традиций воспитания и образования, подготовки музыкантов-профессионалов. Классические музыкальные дисциплины изучаются в контексте богатого духовного наследия. На принципиально новой основе выстроен курс истории музыки, рассматривающий явления отечественной и европейской музыкальной культур в тесной их взаимосвязи, включая произведения духовной сферы.

Авторские программы по вокалу, хору, обучению игре на фортепиано выработаны на основе единых принципов, которые учитывают высокую нравственную и художественную ценность изучаемых произведений.

Развернуто и многопланово представлен блок предметов богословского и церковно-исторического содержания. В него входят, в частности, Катехизис, История Русской Православной Церкви, Литургика, Православная эортология (Церковный праздничный круг). К нему примыкает авторский курс «Духовно-нравственные традиции русского народа», воспитывающий гражданственную позицию личности на примерах традиционного церковного уклада жизни на русской земле, освященной правдой православия.

Важное место в процессе обучения занимает психолого-педагогический цикл, раскрывающий основы православной психологии и педагогики, основы церковного воспитания. Знания эти необходимы в практической деятельности не только регента, но и уставщика, певчего. К тому же, Учебный план Регентско-певческой семинарии предусматривает возможность специализации в области педагогики: выпускник семинарии может получить квалификацию преподавателя церковного пения в воскресных и церковно-приходских школах. В этой связи, в Регентско-певческой семинарии серьезное внимание уделено изучению методики преподавания Истории русской духовной музыки, созданию церковного богослужебного хора, обучению игре на фортепиано.

Включение дисциплин, усиливающих психолого-педагогическую подготовку студентов Регентско-певческой семинарии, — еще одна отличительная особенность нашего учебного заведения, которое ставит своей целью решение важной задачи подготовки регентов как организаторов, воспитателей, психологов, способных формировать на клиросе хоровой коллектив единомышленников, атмосферу доверительности и доброжелательности. Все это, в свою очередь, помогает создать тот молитвенный настрой, который необходим в церковно-богослужебном хоре и который часто отсутствует.

Наконец, Регентско-певческая семинария направляет имеющих определенные к тому склонности по стезе научного осмысления церковно-певческого опыта, а это: исследование архивных материалов, их возможные публикации, возрождение духовных хоровых песнопений, «святынь под спудом», все еще «находящихся в забвении». С этой целью в Регентско-певческой семинарии предусмотрена научная работа, связанная с изучением творчества композиторов, подвизавшихся в сфере духовной музыки, собирание нотного материала, написание рефератов, дипломных работ.

В регентско-певческой семинарии полагается два отделения: певческое и регентское. На певческом отделении студенты получают знания церковной и классической музыки в объеме, необходимом для их профессиональной деятельности, основательно изучают Устав и по окончании трехгодичного обучения получают квалификации «певчий церковного хора», «уставщик».

Соответственно, на регентском отделении усилена дирижерско-хоровая подготовка и его выпускники получают квалификацию «регент» церковного богослужебного хора. По рекомендации Совета Регентско-певческой семинарии лучшие из выпускников этого отделения могут продолжить свое образование на двухгодичных высших регентских курсах, изучая такие дисциплины, как Догматическое богословие, Священное Писание Нового Завета, Нравственное богословие, Древне-греческий язык, а также специальные музыкальные дисциплины, включая методику создания церковного богослужебного хора, полифонию, анализ музыкальных форм.

Деятельность Регентско-певческой семинарии при храме Богоявления в Китай-городе направлена на укоренение лучших традиций отечественного музыкального воспитания и образования, неразрывного единства духовных и профессиональных основ. А это — суть составная часть Духовного Возрождения русского народа. В конечном итоге, это Возрождение имеет своей целью преображение отношений в обществе, в среде обитания личности.

Регентско-певческая семинария, таким образом, может и должна, выполнять не только те задачи, котрые поставлены Православной Церковью, но, и, учитывая потребности государства, возможет благотворно влиять на «окружающий мир, на людей, на подрастающее поколение, формировать институт подготовки специалистов для клиросного послушания, шире — для продуктивной деятельности в области музыкальной культуры нашего общества.

В Священном Писании жизнь во Христе называется пением. «Крепость моя и пение Господь, и бысть мне во спасение» (Пс. 117,14). А значит, научаясь пению, будем помнить: «Для спасения жизни нужно петь Господу не голосом, а самой жизнью своей»5.



Московская регентско-певческая семинария. 1998–1999.
Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения:
Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. M., 2000.