Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

Л.Парийский, проф.

О церковном пении в праздник Воздвижения Креста Господня

[Открыть окно с комментариями]

Задача богослужебного пения состоит в выражении основных мыслей богослужения.

Какие же основные мысли праздника Воздвижения Креста Господня?

Основная мысль всей службы: Крест есть орудие великого подвига искупления грешного человечества и в то же время знамение победы, радости знамение. Он есть красота церковная; он дарует миру спасение, жизнь, он просвещает нас светлостию своею.

Эти идеи сближают службу на Воздвижение с богослужениями Страстей Господних и с пасхальной службой. Однако богослужение в день Воздвижением не повторяет содержания этих служб.

Служба на Воздвижение раскрывает по преимуществу значение Креста Христова для людей в связи с обретением в Иерусалиме того креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. В службе Страстей Господних главное внимание сосредоточено на событиях страданий Божественного Крестоносца, в Святую же Пасху Церковь торжествует Воскресение Господа Иисуса Христа.

В честь Креста Господня Церковь сложила множество трогательных и торжественных хвалебных песнопений, постановила украшать Честный Крест цветами, совершать торжественный чин Воздвижения. Но Церковь не оставила без внимания того, что победа и радость Воскресения достигнуты дорогой ценой крестных страданий Спасителя и что Крест Христов возлагает на христиан многотрудные обязанности. Крест зовет каждого дать торжество Кресту в своей душе, увенчать Крестом свою жизнь, отрешиться от жизни для себя, от узкой себялюбивой настроенности. Крест призывает жить для других, обнимать людей своей любовью и зовет следовать за Божественным Крестоносцем, памятуя слова Его: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). Об этом настойчиво напоминают апостольское и евангельское чтения, положенные на праздничные дни Воздвижения.

В следствие такого значения Креста Господня Церковь в праздник Воздвижения призывает своих чад не только торжествовать и петь хвалебные песни, как в Пасху, но завещает своим чадам склонить колени пред Крестом и провести праздник Воздвижения в посте, благоговейных и молитвенных размышлениях.

Эти основные мысли богослужения нашли отражение и в уставных предписаниях о пении в праздник Воздвижения.

Устав с величайшей тщательностью определил не только глас, но и роспев каждого песнопения. Со времени обозначения этих роспевов истек ряд веков, в течение которых появились и развились ряд новых гласовых роспевов, употребляющихся в нашем богослужении: знаменный, киевский, греческий, болгарский и т. д. Несмотря на звуковое различие роспевов, все же, путем рассмотрения назначенных уставом гласов для песнопений на Воздвижение, можно сделать выводы, каким характером должно быть проникнуто пение за церковной службой на праздник Воздвижения.

Главные песнопения службы: стихиры, тропарь и канон.

Относительно стихир на Воздвижение, прежде всего, внимание останавливается на том, что они, за исключением литийных стихир, не самогласны, как обычно бывает на двунадесятые праздники, но поются на подобны. Это, можно думать, показывает намерение выбрать напевы, наиболее подходящие к выражению идей праздника.

Стихиры на «Господи, воззвах», 6-го гласа — на подобен: «Все отложше…» На этот же подобен поются стихиры «Совет Превечный…» на праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы. Это говорит о высоком значении, придаваемом начальным стихирам службы на Воздвижение: служба открывается пением стихир на Благовещенские мотивы. Существует несколько роспевов самоподобна «Все отложше...»1: киевский, знаменный в гармонизации разных авторов, но есть и простой, излюбленней верующими роспев стихиры «Совет Превечный...», помещенный в Церковно-певческом сборнике2, Этот роспев, и па размеру музыкальных строчек, и по мягкому, спокойному характеру мелодии удивительно подходит к тексту Воздвиженских стихир на «Господи, воззвах».

На литии — стихиры 1-го, 2-го и 4-го гласа самогласны. Выход на литию есть торжественный момент праздничной вечерни. Такому торжественному моменту богослужения более всего соответствует пение, особенно первой стихиры, большим знаменным3, т. е. нашим основным роспевом. Опыт показывает, что сильные звуки знаменного роспева оставляют незабываемые впечатления, соединяемые с праздничной службой. Услышанные однажды, они крепко врезываются в память молитвенных переживаний праздника.

Стихиры на стиховне «Радуйся, живоносный Кресте...» 5-го гласа, на подобен: «Радуйся...»4 Этот напев так слился со стихирами Воздвижения, что во многих службах надписывается, как образец, так: «Подобен: «Радуйся, живоносный Кресте...» Напевом 5-го гласа поются и заупокойные тропари «Благословен еси, Господи...» и воскресные на каждой воскресной утрени, а также пасхальные стихиры «Да воскреснет Бог...» 5-й глас своей мелодией всегда наводит церковных людей на мысль о печали и следующей за ней радости, о смерти Спасителя на Кресте и о радости, принесенной Его воскресением.

Стихиры на хвалитех, на подобен, глас 8-й, «О преславнаго чудесе...»5 торжественны и выразительны.

Стихиры на поклонение Кресту6 — 2-го, 5-го, 6-го и 8-го гласов. Не случайно указаны именно эти гласовые роспевы. Стихирный напев 2-го гласа полон смирения и благоговения. Им начинается пение стихир в первый день Пасхи на вечерне, когда Церковь смиренно приносит благодарственные песни Господу, спасшему нас Своими страданиями и воскресением.

О мыслях и чувствах, вызываемых стихирами, исполняемыми на 5-й глас, уже сказано выше.

Вдохновенный стихирный роспев 6-го гласа открывает Пасху в пении «Воскресение Твое, Христе Спасе..» Его мелодия в пении Воздвиженских стихир вещает нам о вечной славе Креста.

Заключительные стихиры: «Днесь Владыка твари…» и «Днесь Неприкосновенный существом…» положены на 8-й глас. Это глас сильных звучаний с самаго начала, глас торжествующий, победоносный, благовествующий великой силой своих звуков. Он гласит о величии крестных страданий Христа Спасителя для спасения мира. Характерен для праздника гармонирующий с содержанием напев тропаря7 «Спаси, Господи, люди Твоя...» по 1-му гласу.

Кондак праздника «Вознесыйся на Крест волею...»8 — 4-го гласа, на который поется большинство праздничных тропарей. Торжествующая мелодия греческого роспева9 весьма подходит к содержанию кондака, прославляющего Крест, как оружие мира — непобедимую победу.

Канон на праздник Воздвижения «Крест, начертав Моисей…» — 8-го гласа, но самогласен. Второго канона (кроме 9-й песни) на Воздвижение не положено, что является особенностью праздника. Катавасией служат ирмосы того же канона: «Крест начертав Моисей...»10 Напев канона 8-го гласа, несомненно, проникнут спокойствием, серьезной торжественностью, с оттенком мягкой, нежной грусти. Самогласный напев канона «Крест начертав...» своими звуками чрезвычайно подходит к основной мысли содержания текста канона: Крест есть орудие искупления и знамение победы. Уставное выполнение этого канона всегда сосредоточивает мысль молящихся на совершаемом богослужении и достойным образом подготовляет их к чину поклонения Кресту.

Тропарь на поклонение Кресту: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» — самогласен, 6-го гласа11.

На литургии — прокимен 7-го гласа12. Это тоже характерно: на самые великие Господские праздники — Рождество Христово и Пасху положены прокимны на 8-й глас.

Таким же характером песнопений, сдержанно-торжественным, с оттенком печали, должны быть проникнуты и прочие песнопения церковной службы на Воздвижение Господне, поемые не на глас.



Публикация Н.Г.Нефедова


Публикуется по: ЖМП. 1951. № 9. С. 52–54.