Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

Святейший Патриарх Алексий II — о церковном пении

Более полутора века назад святитель Игнатий Брянчанинов, выдающийся подвижник и церковный писатель XIX века, двухсотлетие со дня рождения которого будет отмечаться в наступающем году, под впечатлением распевов Валаамской обители так писал о церковном пении: "Тоны этого напева... изображают стоны души, кающейся, воздыхающей в стране своего изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого... Эти тоны — в гармонии с дикою, строгою природою, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами. Эти тоны то тянутся плачевно, тоскливо, как ветер пустынный, то постепенно исчезают, как эхо среди скал и ущелий, то гремят внезапно. Они, с тихою скорбию приносят жалобы на греховность, выражают томящую и снедающую скорбь по причине греховного бремени, то, как бы от невыносимой тяжести... начинают вопиять и призывать помощь неба: тогда они гремят!" Думаю, что каждый из собравшихся здесь не сомневается в значимости церковного пения как важной составляющей церковного литургического действа, которое, по меткому выражению священника Павла Флоренского, является "синтезом искусств".

Мы несомненно присутствуем при возрождении церковно-певческой традиции. Отрадно заметить, что московские регенты, желая, чтобы их хор воспевал песнь Богу достойно, стараются открывать все новые богатства нашей церковно-певческой культуры. Наряду со ставшими для Москвы традиционными песнопениями сегодня в храмах звучат распевы известных монашеских обителей.

Неправильно было бы противопоставлять друг другу одноголосное и многоголосное пение. Певческая традиция Троице-Сергиевой Лавры наглядно показывает гармонию такого сосуществования. Церковь — это единство во Христе, которое не только не уничтожает, но возвышает личность и индивидуальность человека. Каждый пришедший в храм должен иметь возможность выбрать то, что отвечает его глубоким внутренним потребностям, в чем находит себя его душа, в чем он находит для себя Бога.

Однако, рассматривая нынешнее состояние пения в православных храмах России, и в частности в московских, нельзя не отметить и недостатки. Так "клиросная практика" ряда московских приходов, особенно на повседневных службах, отличается недолжным уровнем церковного пения, непродуманностью репертуара, а точнее, его несоответствием возможностям исполнителей. Некоторые регенты стараются ввести в храмовый обиход сложные в музыкальном отношении произведения. В то же время во многих храмах так называемые левые, любительские хоры собираются вместе лишь за богослужением, на клиросе, без дополнительной подготовки, без спевок. О результате такого "раздвоения" могут судить прихожане этих храмов.

С певчими, независимо от уровня их музыкального образования, следует заниматься особо, во внебогослужебное время. И конечно, это забота не только и даже не столько регентов, сколько духовенства, и в первую очередь настоятелей московских храмов. Иногда выясняется, что по прошествии многих лет "стояния на клиросе" человек не только не понимает значения многих песнопений, но даже приблизительно не представляет себе структуру богослужений суточного круга. Можно ли ждать от такого рода певчего разумного молитвенного пения?

Церковное пение должно доходить до сердца каждого молящегося, восприниматься всеми собирающимися в храме за богослужениями, и в первую очередь исполнителями. Это великая задача, и выполнить ее — наш долг не только перед нашими прихожанами, но и теми, кто впервые переступает порог храма.

Москва издревле славилась своими церковными хорами. Даже в самые тяжелые времена находились энтузиасты и ревнители церковной певческой традиции. В годы Великой Отечественной войны на клиросах московских церквей собирались известные музыканты, великие певцы, чьи имена у многих и сейчас в памяти, — Иван Козловский, Антонина Нежданова, Валерия Барсова, Надежда Шпиллер, Максим Михайлов. Искусство живого, одушевленного пения, не только церковного, но и светского, удалось сберечь в столице в самые тяжелые времена.

На нас с вами лежит большая ответственность за сохранение церковно-певческого наследия прошлого, за возвращение народу осмысленного пения за богослужением. Церковноприходские школы, училища, число которых ежегодно растет, должны просвещать народ и в области церковного пения, показывая ему все богатство Осмогласия, древних и новых напевов нашего обихода, обращая особое внимание на московскую традицию.

Может быть, не всегда даже нужно непременно требовать нотной грамотности, изучения сольфеджио, но знание гласов и обихода необходимо. В Москве всегда была богатейшая певческая культура со своими напевами — и стихирными, и тропарными, и ирмологическими различных видов даже в одном гласе, и припевными, со своим многоголосным стилем.

Неужели все это исчезло, забыто? Если хор не имеет возможности исполнять сложные произведения, то и не нужно. Достаточно разучить гласы, но так, чтобы во время богослужения пение не отвлекало от молитвы, а наоборот, способствовало ей. Не следует также пренебрегать пением известных песнопений с народом.




Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. М., 2007. С. 61–63.