Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

Концепция Московской регентско-певческой семинарии

Московская регентско-певческая семинария начала свою образовательную деятельность в 1998 году при храме Богоявления в Китай-городе по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В настоящее время это четырехгодичное учебное заведение с дополнительным пятым годом обучения ассистентов-стажеров, привлекаемых к воспитательной и педагогической работе в стенах Московской регентско-певческой семинарии.

Необходимость открытия Московской регентско-певческой семинарии обусловлена потребностями Русской Православной Церкви, а именно:

  • очевидной нехваткой грамотных регентов, уставщиков, певчих богослужебного хора;
  • формированием клироса во многих вновь открываемых храмах, остро нуждающихся в регентах, уставщиках, певчих;
  • отсутствием специального учебного заведения, которое целенаправленно готовит:
    регентов со знанием специфики работы уставщика и певчего,
    уставщиков, имеющих навыки певческо-регентской деятельности,
    певчих, которые хорошо знают Устав, могут быть уставщиками, понимают основы регентской деятельности.

Цель создания Регентско-певческой семинарии — подготовка высококвалифицированных регентов, уставщиков, певчих богослужебного хора Русской Православной Церкви.

Задачи, которые ставит перед собой Московская регентско-певческая семинария, заключаются в следующем:

  • воспитание личности православных регентов, уставщиков, певчих церковно-богослужебного хора;
  • теоретическая и практическая (на базе церковного хора храма Богоявления в Китай-городе) профессиональная подготовка для клиросного служения;
  • формирование музыкантов широко образованных, владеющих знаниями как в области церковной, так и классической музыки;
  • подготовка регентов, способных вести воспитательно-организационную работу в церковно-богослужебном хоре;
  • возможная подготовка преподавателей воскресных и церковно-приходских школ;
  • формирование научно-исследовательских кадров из числа преподавателей и студентов, готовых вести архивные поиски, возрождая "святыни под спудом" - забытые церковные хоровые песнопения;
  • выработка в лоне Регентско-певческой семинарии научно-методических рекомендаций, учебных пособий, включая аудиозаписи для подготовки регентов, уставщиков, певчих в разных регионах страны.

Содержание образовательного процесса Регентско-певческой се-ми-нарии обусловлено ее задачами и целями и складывается из развернутого комплекса взаимосвязанных дисциплин церковного и светского направлений. В этом - принципиальная позиция учебного заведения, опирающегося на традиции духовного и классического воспитания и образования, на многовековое художественное наследие.

Блок музыкальных дисциплин представлен весьма разнообразно и включает в себя в числе прочих:

  • церковно-певческий обиход,
  • церковно-певческую литературу,
  • церковно-певческий ансамбль,
  • всеобщую историю музыки,
  • гармонию и сольфеджио,
  • анализ музыкальных форм,
  • хороведение,
  • сольное церковное пение,
  • вокал,
  • хор,
  • игру на фортепиано.

Музыкальным материалом служат при этом как церковные песнопения, так и лучшие образцы отечественной и европейской классики. В учебный репертуар входят также романсы, русские народные песни, музыкальный фольклор разных стран, вокальный и хоровой репертуар разных стилей.

В целом, в Регентско-певческой семинарии решается насущная проблема подготовки профессионалов, обладающих широким спектром знаний в области духовной и светской музыки.

Московская регентско-певческая семинария решает также не менее важную задачу подготовки регентов как организаторов, воспитателей, психологов, способных формировать на клиросе хоровой коллектив единомышленников, атмосферу доброжелательности и доверительности. Все это, в свою очередь, помогает создать тот молитвенный настрой, который необходим в церковно-богослужебном хоре и который часто отсутствует.

Знание личности и определенной социальной среды необходимо также и уставщику, и певчему. В этой связи важное место среди изучаемых в Регентско-певческой семинарии дисциплин занимает психологопедагогический цикл, в который включены:

  • православная педагогика,
  • основы церковного воспитания,
  • методика преподавания вокала,
  • практика преподавания вокала.

Учебный план Регентско-певческой семинарии составляют также:

  • церковно-славянский язык,
  • библейская история,
  • история Русской Православной Церкви,
  • Катехизис,
  • православная эртология,
  • литургическое благочестие,
  • литургика.

Серьезное внимание уделяется Богослужебной практике (на всех четырех курсах).

Научно-практическая деятельность Регентско-певческой семинарии состоит в исследовании архивных материалов, связанных с традициями церковного пения на Руси, возможной подготовки их к публикациям, а также собирание нот и записей церковных песнопений. Учебный план семинарии предусматривает написание студентами рефератов и дипломных работ.

Структура Регентско-певческой семинарии. Учебное заведение состоит из двух отделений: певческого и регентского. На первом курсе студенты занимаются по программам, которые готовят их к освоению знаний и навыков по специальности «псаломщик». На втором - третьем - четвертых курсах семинаристы изучают необходимые дисциплины для получения квалификации «уставщик», «певчий», «регент». Студенты-выпускники готовят дипломные программы, которые состоят из церковных песнопений и духовных музыкальных произведений, исполняемых хором семинарии, а также проводят Богослужение в храме.

Роль и место Московской регентско-певческой семинарии определяются:

  • воспитанием регента, уставщика, певчего богослужебного хора Русской Православной Церкви, обладающего основами педагогического мастерства и знаниями в научно-практической сфере;
  • созданием учебного заведения в лоне Церкви, прохождением практики в богослужебном хоре храма Богоявления в Китай-городе;
  • неразрывным единством духовного воспитания и широкого профессионального образования, основанном на взаимосвязи церковных и классических (светских) традиций.

Дело укоренения традиций Православия - насущная потребность образовательного процесса в целом, именно поэтому деятельность Московской регентско-певческой семинарии может и должна рассматриваться как составная часть концепции Духовного Возрождения русского народа. В конечном итоге, это Возрождение имеет своей целью преображение отношений в обществе, в среде обитания личности. Московская регентско-певческая семинария, таким образом, выполняет не только те задачи, которые поставлены Православной Церковью, но и, учитывая потребности государства, сможет благотворно влиять на окружающий мир, на людей, на подрастающее поколение, формировать институт подготовки специалистов для клиросного послушания, шире - для продуктивной деятельности в области музыкальной культуры нашего общества.