Ноты
Раритет
Церковное пение
Богослужение
Учебное заведение
Труды МРПС
Предстоящ. события
Прошедш. события
Как нас найти
Фотогалерея
Карта сайта
Контакт
Ссылки
На главную


Рассылка 'Новости сайта Московской регентско-певческой семинарии'

Хрестоматия по вопросу «церковности»
богослужебного пения

Предлагаем вашему взору рассуждения деятелей в области церковного пения с 1880-х годов и до настоящего времени о том, что определяет церковный характер духовно-музыкальных произведений. Стремясь выработать единый критерий церковной музыки, чтобы руководствоваться им при отборе музыкальных сочинений для богослужения и при определении характера их исполнения, авторы нижеследующих статей использовали слово «церковность». Выбор этого термина позволил многим из них связать вопрос о сущности церковной музыки с определением ее места в Церкви — это не потеряло своей актуальности и в наши дни. Публикация размышлений священнослужителей и авторов духовно-музыкальных сочинений и переложений о церковности (в том числе и тех, с которыми никак нельзя согласиться) поможет и нам правильнее понимать место церковного пения в жизни Церкви.


Иеромонах Михаил (Грибановский): «Церковность — по прямому смыслу слова — это то, что свойственно Церкви, что отличает ее от остального мира, стоящего вне Церкви: церковно то, на чем лежит печать Церкви. Мы должны называть того человека церковным, который живет духом Христовой Церкви, освящается Ее таинствами, любит Ее постановления и руководствуется ими во всех своих делах. То общество мы должны считать церковным, в котором царит духовный авторитет Церкви, в котором Ее представители имеют решающее нравственное влияние на все формы частной, общественной и государственной жизни, в котором, наконец, все отдельные лица и учреждения свободно и любовно преклоняются пред Ее божественными указаниями и получают от них силу и направление своей деятельности. Церковность — это такое направление жизни, на котором видно преобразующее действие Святого Духа, присущего Церкви. Чрез церковность Он проникает в нашу земную стихийную жизнь, возрождает и укрепляет ее…» (1886).


Протоиерей Василий Металлов: «Церковное пение получает санкцию на эпитет церковности только при условии существенной, органической и безусловной его связи с богослужением. Оно не потому только церковно, что исполняется Церковью (общиной), и не потому, что исполняется в церкви (храме), но более всего потому, что оно есть изначальный существенный элемент христианского богослужения церковного, носитель и выразитель его идей в богослужебном ритуале, в тоне и ритме осуществляя не менее, чем это достигается в слове и символе» (1901).


Александр Васильевич Никольский (заметка о церковности духовно-музыкальных сочинений): «<...> Было бы очень желательно получить на эти вопросы ответы от строгих и знающих свой предмет богословов — канонистов, от историков культуры и искусств вообще и знатоков истории и археологии церковных, от теоретиков музыки, от композиторов и вообще тех музыкантов, кому эти вопросы близко знакомы и для кого они перестали быть закрытыми и неясными.

...вопрос о «церковности» стиля по-прежнему — вопрос открытый и спорный, разрешаемый чуть ли не каждым по-своему и настоятельно требующий ответа» (1909). Читать >>


Александр Васильевич Никольский: «…та музыка церковна, которая опирается на формы и дух древнерусских напевов» (1909). Читать >>


В.Беляев: «…“церковность” духовной музыки заключается в ее объективности и в доступности ее для понимания всеми верующими» (1910). Читать >>


Емельян Михайлович Витошинский: «Богу нужно кланяться в духе и истине, а где дух и истина, там самая широкая свобода форм богопочитания и внешней обрядности» (1910). Читать


А.Кудеяр: «Истинная церковность — в соответствии духа, текста, настроения религиозного с духом музыки» (1910). Читать >>


Николай Федорович Букреев: «Критерий церковности <…> мог бы быть установлен не иначе, как на основании какого-нибудь относящегося к данному предмету общецерковного постановления. Такое постановление действительно существует с IV века: это так называемый закон церковного осмогласия» (1911). Читать >>


А.Стражев: «Пусть церковное пение не имеет самостоятельного музыкального значения и есть лишь самая ничтожная составная часть богослужебного обряда и культа, однако, если оно является пред нами в форме, ценной самой по себе, музыкально-художественно и способно, что называется, захватить человека, то уже в силу своей тесной связи с другими элементами богослужения и культа, более существенными и действенными в данном направлении, оно приобретает свой высокий смысл и цену» (1911). Читать >>


Лев Николаевич Парийский: «…церковность новых сочинений надо проверять церковным и национальным роспевом» (1949). Читать >>